Маленького человека с самого рождения окружает огромное количество различных звуков и объектов. От того, насколько быстро у него разовьются навыки слухового внимания и зрительной памяти, будет зависеть его успех или, напротив, неудача в обучении, общении и т.д.
Искаженное восприятие — что это?

Восприятие — это процесс, в ходе которого в головной мозг человека поступают данные от рецепторов связи с внешним миром.

Чаще всего это чувственное восприятие, отталкивающееся от основных органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус.

Ошибочные восприятия реальных вещей или явлений называются агнозиями.

Искаженное восприятие возникает в двух случаях: вследствие неверной работы органа чувств (получение ошибочного сигнала), либо в нарушении психики, особенностях характера или эмоционального состояния (ошибочная интерпретация полученных данных).
Нарушение зрительной памяти
Не секрет, что более 90 % информации человек получает со зрением. Из-за нарушений в зрительной памяти происходят ухудшения мыслительных процессов, что особенно опасно для детей, так как они не могут правильно развиваться.
- Синдромный анализ нарушений ВПФ …
- Синдромный анализ нарушений ВПФ …
- Синдромный анализ нарушений ВПФ …
- Нарушения мышления при локальных …
- Виды нелокальных ВПФ презентация, доклад
Ребенку, имеющему проблемы со зрительной памятью, потребуется увеличить среднее количество повторений информации почти в несколько раз, чтобы добиться эффективного запоминания, что в свою очередь ведет к отставанию от уровня развития других детей и потребности в дополнительном обучении.
Диагностика
Для выявления расстройства восприятия требуется тщательный опрос пациента и его родственников — они опишут поведение больного. Также проводится специальное тестирование.
Анализы крови и осмотр пациента ничего не даст – он не выглядит больным, у него нет хронических и скрытых соматических заболеваний, иммунитет не вызывает нареканий, физическое состояние вполне нормальное. Но зато МРТ покажет изменения в отдельных областях головного мозга. Существуют и особые лабораторные исследования, подтверждающие изменения в белковых рецепторах и нарушения в работе железы внутренней секреции — гипофиза.
Сейчас имеются и четкие критерии, позволяющие подтвердить диагноз:
- Критичность мышления пациента, осознающего свою проблему.
- Сохранение ясности сознания, отсутствие так называемых сумеречных эпизодов, спутанности мысли.
- Жалобы на то, что разум существует отдельно от тела, последнее существует самостоятельно и нарушено его восприятие.
- Ощущение изменения местности, нереальности, неузнавание знакомых объектов.
Специалисту следует отличить деперсонализацию от шизофрении, имеющей похожие симптомы. Различают эти патологии так: шизофрения проявляет себя одними и теми же симптомами одинаковой интенсивности каждый день, а при расстройстве восприятия они намного разнообразней.
Как проявляется патология?
В большинстве случаев наблюдается снижение остроты зрения, а не полная слепота. Отмечаются следующие симптомы:
- Вспышки, мелькание точек перед глазами, потемнение. Возникает, когда пациент резко меняет положение тела.
- Болевой синдром. Постоянно или периодически человека мучает боль в глазных яблоках.
- Помутнение, искажение видимых объектов. Пациенту кажется, что предметы перед ним отдаляются и приближаются, а их контуры нечеткие.

При ВСД, независимо от формы, рекомендуется дыхательная гимнастика. Ежедневные занятия по 10―15 минут настраивают человека на положительный лад и предупреждают стрессы.
Если слепота развилась резко, и человеку сложно концентрироваться, то нужно немного полежать. Внезапно возникшая слепота может быть результатом недомогания при отравлении или простуде. Сразу появляется рябь в глазах, затем снижается четкость изображения. Маленькие предметы пациент не замечает. Теряется концентрация внимания во время чтения или письма. При этом важно предупредить панику. Рекомендуется принять успокоительное и полежать на спине. Отдых в течение четверти часа позволит кровообращению нормализоваться.
Нарушения опорно-двигательного аппарата
Различают несколько форм нарушений у детей:
- Легкая форма. Человек самостоятельно передвигается, имеет навыки самообслуживания, пользуется общественным транспортом.
- Средняя форма. Такие люди нуждаются в помощи, имеют навыки самообслуживания, но не всегда могут это сделать.
- Тяжелая форма. Человек полностью зависит от других людей.
Детей с нарушениями делят на 4 группы:

- Поражение нервной системы, головного мозга (детский церебральный паралич), опухоли, нарушения в проводящих путях: паралич рук, кривошея. Поражения спинного мозга после полиомелита или последствие травм.
- Нарушение ЦНС + НОДА (центрально-нервная система и нарушения опорно-двигательный аппарат) вследствие родовых травм.
- С нарушениями опорно-двигательного оппарата при сохранном интеллекте. Это сколиозы, артрогриппозы.
- Получили НОДА по наследству + мышечная атрофия.
Детский ДЦП
Детский ДЦП имеет несколько форм. На сегодня выделяют:
- Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма. Таких называют «дети-растения» + умственно отсталые. Они полностью обездвижены, отсутствует интеллект (IQ ниже 20), поражение зрения и слуха, отсутствует речь, иногда проявляют агрессию, когда им некомфортно. Такие дети много не живут, максимум 16-17 лет, чаще до 10 лет.
- Гиперкинетическая форма. Это наиболее часто встречаемая форма, в том числе при рождении ребенка. Это резкие выпады руками, невозможно удержать в статичном положении какой-то предмет, дети очень тяжелы к обучению (даже письму сложно обучить). У таких детей может наблюдаться умственная отсталость, задержка психического развития, но в целом они обучаемы, могут адаптироваться и социализироваться. Их нужно обучать в спец. школах.
- Спастическая диплегия, встречается очень часто. Чаще страдают нижние конечности. Дети с легкой формой вполне могут обучаться в обычной школе, сами передвигаются, обучаются, есть некоторые нарушения в речи.
- Гемипарез. Это поражение односторонних рук и ног. Например, если поражение правого полушария, то гемипарез будет с левой стороны (левая рука, левая нога). Если идет поражение левого полушария, то страдает правая сторона (рука и нога). Есть сочетание умственной отсталости, нарушение речи, задержка психического развития.
- Анатонически-астатическая форма. Нарушение тонуса, речи, интеллектуального развития, психического развития. Всё зависит от формы протекания, легкая/средняя/сложная.
В силу того, что дети с ДЦП ограничены в движениях с детства, изначально у них ослаблен сосательный рефлекс (на первом году жизни) или отсутствует вообще, соответственно, страдает и речь (атрофия мышц лица).
У детей нарушен и зрительный анализатор. Это тоже мышца и нервное окончание, которое приводит к полноценной работе глаз и слуха. Поэтому у многих детей наблюдаются проблемы со зрением (косоглазие, тугоухость). Если форма протекания ДЦП легкая, такие дети обучаемы, вполне социализированы и адаптированы к жизни. Главное, чтобы не наблюдалась умственная отсталость, чтобы интеллект был в норме.

Но если идет очень сильное снижение интеллекта, здесь ребенка приобщаем только к навыкам самообслуживания, к элементарным предметным действиям, и чтобы кто-то всегда был рядом.
В целом дети с незначительными нарушениями очень страдают эмоционально. Они осознают свой дефект, что они отличаются от других детей. Также страдают и высшие психические функции, наглядно-образное восприятие, пространственное представление, нарушена схема тела.
Попроси ребенка с ДЦП нарисовать человека, он нарисует отдельно голову, отдельно туловище, руки и ноги. Т.е. нет общего, цельного восприятия своего тела.
Эти дети плохо понимают разрезанную картинку, они не могут складывать воедино пазл или мозаику.
Причины ДЦП:
- отклонения в развитии плода при беременности, плохое состояние матери;
- асфиксия при родах, родовая травма;
- травмы, инфекции и интоксикация в раннем возрасте;
- кислородное голодание.

У детей с ДЦП у всех есть нарушения в познавательной сфере. Это снижение интеллектуальной и познавательной активности. Когда ребенок ограничен в движении, он ограничен и в познании мира вокруг себя. И это ведет к снижению развития высших психических функций.
Похожие записи:
Упражнения для развития речи детей всех возрастов
Развитие дошкольника: мифы и реалии
Ребенок в 3 месяца: физическое развитие и психология