ВСД и зрение: причины нарушений, что делать с проблемой

Маленького человека с самого рождения окружает огромное количество различных звуков и объектов. От того, насколько быстро у него разовьются навыки слухового внимания и зрительной памяти, будет зависеть его успех или, напротив, неудача в обучении, общении и т.д.

Искаженное восприятие — что это?

Искаженное восприятие — что это?

Восприятие — это процесс, в ходе которого в головной мозг человека поступают данные от рецепторов связи с внешним миром.

Искаженное восприятие — что это?

Чаще всего это чувственное восприятие, отталкивающееся от основных органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус.

Искаженное восприятие — что это?

Ошибочные восприятия реальных вещей или явлений называются агнозиями.

Искаженное восприятие — что это?

Искаженное восприятие возникает в двух случаях: вследствие неверной работы органа чувств (получение ошибочного сигнала), либо в нарушении психики, особенностях характера или эмоционального состояния (ошибочная интерпретация полученных данных).

Нарушение зрительной памяти

Не секрет, что более 90 % информации человек получает со зрением. Из-за нарушений в зрительной памяти происходят ухудшения мыслительных процессов, что особенно опасно для детей, так как они не могут правильно развиваться.

Ребенку, имеющему проблемы со зрительной памятью, потребуется увеличить среднее количество повторений информации почти в несколько раз, чтобы добиться эффективного запоминания, что в свою очередь ведет к отставанию от уровня развития других детей и потребности в дополнительном обучении.

Диагностика

Для выявления расстройства восприятия требуется тщательный опрос пациента и его родственников — они опишут поведение больного. Также проводится специальное тестирование.

Анализы крови и осмотр пациента ничего не даст – он не выглядит больным, у него нет хронических и скрытых соматических заболеваний, иммунитет не вызывает нареканий, физическое состояние вполне нормальное. Но зато МРТ покажет изменения в отдельных областях головного мозга. Существуют и особые лабораторные исследования, подтверждающие изменения в белковых рецепторах и нарушения в работе железы внутренней секреции — гипофиза.

Читайте также:  Медуллобластома у детей, редко у взрослых

Сейчас имеются и четкие критерии, позволяющие подтвердить диагноз:

  1. Критичность мышления пациента, осознающего свою проблему.
  2. Сохранение ясности сознания, отсутствие так называемых сумеречных эпизодов, спутанности мысли.
  3. Жалобы на то, что разум существует отдельно от тела, последнее существует самостоятельно и нарушено его восприятие.
  4. Ощущение изменения местности, нереальности, неузнавание знакомых объектов.

Специалисту следует отличить деперсонализацию от шизофрении, имеющей похожие симптомы. Различают эти патологии так: шизофрения проявляет себя одними и теми же симптомами одинаковой интенсивности каждый день, а при расстройстве восприятия они намного разнообразней.

Как проявляется патология?

В большинстве случаев наблюдается снижение остроты зрения, а не полная слепота. Отмечаются следующие симптомы:

  • Вспышки, мелькание точек перед глазами, потемнение. Возникает, когда пациент резко меняет положение тела.
  • Болевой синдром. Постоянно или периодически человека мучает боль в глазных яблоках.
  • Помутнение, искажение видимых объектов. Пациенту кажется, что предметы перед ним отдаляются и приближаются, а их контуры нечеткие.
Как проявляется патология?

При ВСД, независимо от формы, рекомендуется дыхательная гимнастика. Ежедневные занятия по 10―15 минут настраивают человека на положительный лад и предупреждают стрессы.

Если слепота развилась резко, и человеку сложно концентрироваться, то нужно немного полежать. Внезапно возникшая слепота может быть результатом недомогания при отравлении или простуде. Сразу появляется рябь в глазах, затем снижается четкость изображения. Маленькие предметы пациент не замечает. Теряется концентрация внимания во время чтения или письма. При этом важно предупредить панику. Рекомендуется принять успокоительное и полежать на спине. Отдых в течение четверти часа позволит кровообращению нормализоваться.

Нарушения опорно-двигательного аппарата

Различают несколько форм нарушений у детей:

  • Легкая форма. Человек самостоятельно передвигается, имеет навыки самообслуживания, пользуется общественным транспортом.
  • Средняя форма. Такие люди нуждаются в помощи, имеют навыки самообслуживания, но не всегда могут это сделать.
  • Тяжелая форма. Человек полностью зависит от других людей.
Читайте также:  Блуждающая невралгия: симптомы и лечение

Детей с нарушениями делят на 4 группы:

Нарушения опорно-двигательного аппарата
  1. Поражение нервной системы, головного мозга (детский церебральный паралич), опухоли, нарушения в проводящих путях: паралич рук, кривошея. Поражения спинного мозга после полиомелита или последствие травм.
  2. Нарушение ЦНС + НОДА (центрально-нервная система и нарушения опорно-двигательный аппарат) вследствие родовых травм.
  3. С нарушениями опорно-двигательного оппарата при сохранном интеллекте. Это сколиозы, артрогриппозы.
  4. Получили НОДА по наследству + мышечная атрофия.

Детский ДЦП

Детский ДЦП имеет несколько форм. На сегодня выделяют:

  • Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма. Таких называют «дети-растения» + умственно отсталые. Они полностью обездвижены, отсутствует интеллект (IQ ниже 20), поражение зрения и слуха, отсутствует речь, иногда проявляют агрессию, когда им некомфортно. Такие дети много не живут, максимум 16-17 лет, чаще до 10 лет.
  • Гиперкинетическая форма. Это наиболее часто встречаемая форма, в том числе при рождении ребенка. Это резкие выпады руками, невозможно удержать в статичном положении какой-то предмет, дети очень тяжелы к обучению (даже письму сложно обучить). У таких детей может наблюдаться умственная отсталость, задержка психического развития, но в целом они обучаемы, могут адаптироваться и социализироваться. Их нужно обучать в спец. школах.
  • Спастическая диплегия, встречается очень часто. Чаще страдают нижние конечности. Дети с легкой формой вполне могут обучаться в обычной школе, сами передвигаются, обучаются, есть некоторые нарушения в речи.
  • Гемипарез. Это поражение односторонних рук и ног. Например, если поражение правого полушария, то гемипарез будет с левой стороны (левая рука, левая нога). Если идет поражение левого полушария, то страдает правая сторона (рука и нога). Есть сочетание умственной отсталости, нарушение речи, задержка психического развития.
  • Анатонически-астатическая форма. Нарушение тонуса, речи, интеллектуального развития, психического развития. Всё зависит от формы протекания, легкая/средняя/сложная.
Читайте также:  Асептический менингит: особенности симптоматики и терапии

В силу того, что дети с ДЦП ограничены в движениях с детства, изначально у них ослаблен сосательный рефлекс (на первом году жизни) или отсутствует вообще, соответственно, страдает и речь (атрофия мышц лица).

У детей нарушен и зрительный анализатор. Это тоже мышца и нервное окончание, которое приводит к полноценной работе глаз  и слуха. Поэтому у многих детей наблюдаются проблемы со зрением (косоглазие, тугоухость). Если форма протекания ДЦП легкая, такие дети обучаемы, вполне социализированы и адаптированы к жизни. Главное, чтобы не наблюдалась умственная отсталость, чтобы интеллект был в норме.

Нарушения опорно-двигательного аппарата

Но если идет очень сильное снижение интеллекта, здесь ребенка приобщаем только к навыкам самообслуживания, к элементарным предметным действиям, и чтобы кто-то всегда был рядом.

В целом дети с незначительными нарушениями очень страдают эмоционально. Они осознают свой дефект, что они отличаются от других детей. Также страдают и высшие психические функции, наглядно-образное восприятие, пространственное представление, нарушена схема тела.

Попроси ребенка с ДЦП нарисовать человека, он нарисует отдельно голову, отдельно туловище, руки и ноги. Т.е. нет общего, цельного восприятия своего тела.

Эти дети плохо понимают разрезанную картинку, они не могут складывать воедино пазл или мозаику.

Причины ДЦП:

  • отклонения в развитии плода при беременности, плохое состояние матери;
  • асфиксия при родах, родовая травма;
  • травмы, инфекции и интоксикация в раннем возрасте;
  • кислородное голодание.
Нарушения опорно-двигательного аппарата

У детей с ДЦП у всех есть нарушения в познавательной сфере. Это снижение интеллектуальной и познавательной активности. Когда ребенок ограничен в движении, он ограничен и в познании мира вокруг себя. И это ведет к снижению развития высших психических функций.

Похожие записи:

Упражнения для развития речи детей всех возрастов

Развитие дошкольника: мифы и реалии

Ребенок в 3 месяца: физическое развитие и психология