Виды аутизма: синдром Аспергера, синдром Каннера, синдром Ретта

Рубрика: Медицина

Возникновение термина

Расстройство аутистического спектра (РАС) — это комплексное нарушение развития, которое характеризуется отклонениями в социальных взаимодействиях и коммуникациях, ограниченностью интересов и повторяющимися действиями.

Понятие «аутизм» (от греч. autos — «сам») впервые употребил швейцарский психиатр Ойген Блейлер (Eugen Bleuler) в 1911 году. Новый термин прозвучал в его работе «Раннее слабоумие или группа шизофрений». Блейлер среди первых исследовал шизофрению и аутизм причислял к одному из её проявлений. Этим понятием учёный обозначал форму мышления, для которой характерны ослабление или потеря контакта с реальностью. По мнению профессора Юты Фрит (Uta Frit), «аутистическое мышление в понимании Блейлера не имеет ничего общего с нашим сегодняшним представлением об аутизме».

«Первооткрывателем» аутизма считается психиатр Лео Каннер (о нём читайте в отдельной статье). В 1943 году он сделал первое систематическое описание этого расстройства в своей ключевой работе «Аутистические расстройства эмоционального контакта». Он выявил и обобщил симптомы пациентов, актуальные для описания нарушения и по сей день: отклонения в коммуникации и при социальном взаимодействии, сложности в отношениях, ограниченные повторяющиеся действия и интересы. Для классификации симптомов он наблюдал за поведением пациентов и узнавал у родителей о семейном анамнезе, истории болезни и истории развития.

Возникновение термина

Лео Каннер

Каннеру принадлежит введение термина «ранний детский аутизм» (РДА) для описания совокупности симптомов у детей, которых он изучал. Среди 11 случаев его особый интерес вызывал ребёнок по имени Дэвид. Этот мальчик не общался с другими детьми, повторял фразы взрослых и постоянно повторял одни и те же движения.

Каннер так описывает Дэвида в своей работе «Аутистические расстройства эмоционального контакта»:

«Он выглядит самодовольным… Он не замечает, что кто-то приходит или уходит, и как будто не рад видеть отца или мать или кого-либо из товарищей по игре. Кажется, что он вот-вот спрячется в свою раковину и останется весь в себе… На втором году у него развилась мания вращать блоки, миски и другие круглые предметы».

Возникновение термина

В 1944 году, год спустя после публикации Каннера, выходит труд австрийского педиатра и психиатра Ганса Аспергера об «аутистической психопатии» в детском возрасте. Однако некоторые исследователи полагают, что Каннер не опередил Аспергера: в 1938 году Аспергер уже публично заявлял о детях с «аутистической психопатией». В том же году его речь была опубликована в венской газете.

Ганс Аспергер

Работа Каннера, проживавшего в то время в США, довольно быстро стала известной в англоязычных странах. Аспергер же писал по-немецки, и о его наблюдениях англоговорящее медицинское сообщество практически не знало почти 40 лет — до 80-х гг. XX века.

Описания пациентов двух великих исследователей во многом совпадали, несмотря на некоторые различия:

Возникновение термина

Атипичный аутизм у детей – причины, признаки, методы лечения

Нередки случаи, когда у маленьких детей диагностируют психические расстройства. Одним из таких является аутизм. Родиться и развиваться на протяжении нескольких лет малыш может вполне нормально, но затем, в дошкольном возрасте проявляются признаки аутизма.

Помимо классического вида недуга существует еще атипичный аутизм, что по своей симптоматике имеет некие отличия. Для атипичной формы характерен высокий уровень интеллекта, умение общаться со сверстниками и адаптироваться в обществе.

Однако, если более внимательно понаблюдать за поведением такого ребенка можно заметить некоторые странности.

Атипичный аутизм у детей

Причины патологии

Объясняется такое явление, как атипичный аутизм в основном, структурным поражением головного мозга. Предпосылками к подобному нарушению являются некоторые факторы.

Фактор рискаКраткая характеристика
Наследственность У маленьких больных при диагностировании недуга всегда выявляются родственники, имеющие диагноз аутизм либо с психическими нарушениями, которые предрасполагают к развитию патологии. А в конце 90-х прошлого века ученые подтвердили присутствие определенного гена, что имеет непосредственно отношение к недугу. Присутствие такого гена не всегда приводит к развитию патологии, но повышает риск возникновения при воздействии вторичных факторов
Проблемная беременность Если у женщины отмечались проблемные роды либо же были другие осложнения беременности, то высока вероятность того, что ребенок родится одной из форм аутизма. В группу риска попадают женщины, у которых наблюдались такие осложнения: маточное кровотечение;беременность с преждевременным родоразрешением;развитие внутриутробной инфекции
Заболевания Очень часто аутизм развивается, как вторичный недуг на фоне какого-либо заболевания. Атипичная форма может развиваться, если выявлен синдром хрупкой Х-хромосомы, эпилепсии и других подобных патологий

Причины возникновения аутизма Причины возникновения аутизма. Часть 2

Читайте также:  Врождённые мышечные дистрофии. Врождённые миопатии

Справка! Если рассматривать данные статистики, то мальчики подвергаются риску заболеваемости в два раза, а то и в пять раз чаще, нежели девочки, несмотря на то, что с 10 тысяч малышей, только у двоих диагностируется атипичная форма психического расстройства.

Формы патологии

Атипичный аутизм имеет несколько форм выраженности согласно основным симптомам:

  1. Если у ребенка присутствует умственная отсталость (может диагностироваться с аутистическими характеристиками).
  2. У ребенка отсутствует умственная отсталость, уровень интеллекта находиться в норме (включительно и атипичное проявление психозов).

Это важно! Родители должны понимать, что независимо, какая форма атипичного аутизма будет установлена у ребенка, устранить данную патологию полностью невозможно.

Что такое атипичный аутизм

Отличия классической формы и атипичной

Существует несколько показателей, что отличают две формы аутизма:

  • атипичная форма характерна замкнутостью и одиночеством, напротив, классический аутизм проявляется в желании находиться в обществе, но с отсутствием знаний построения правильных взаимоотношений;
  • классический аутизм строится на общении больше невербальной коммуникацией, в то время, как больные атипичной формой исключают понимание жестов и эмоций;
  • характерно, что обычная форма аутизма сопровождается интеллектуальным недоразвитием, а атипичная отличается присоединением атипичных симптомов.

Рекомендации! В зависимости от того, какая форма патологического состояния выявлена у ребенка, будет основываться терапевтический курс с индивидуальными дополнительными занятиями.

Особенности и симптоматика заболевания

Описание аутизма

Патологический процесс затрагивает три сферы развития малыша:

  1. Социальная адаптация.
  2. Развитие правильной речи.
  3. Творческая сторона мышления.

Основная черта, что характеризует атипичную форму патологии, касается непосредственно плана взаимодействия в социуме. Для данной черты существует два ярких примера:

  1. Полное отсутствие желания общаться с окружающими людьми.
  2. Активное стремление к общению, но с безуспешной коммуникацией из-за некоторых психических особенностей.

Атипичное психическое расстройство в первую очередь сказывается на речевом развитии, поэтому очень часто окружающим трудно понять речь больного, атипичной формой аутизма.

Виды, формы и классификация аутизма и аутического круга (спектра) расстройств профессора Рахманова

Гиперактивная форма

Гиперактивная форма характеризуется гиперактивным поведение в микро- и макросреде.

Выделяются:

а) Гиперактивность с дефицитом внимания, с повышенной возбудимостью и эмоциональной неустойчивостью, импульсивностью, стереотипными движениями (моторная стереотипия), несформированной интеллектуальной деятельностью (умеренной или тяжелой умственной отсталостью), отставанием в психомоторном, психоречевом развитии и неконтролируемым поведением в микро- и макросреде;

б) Гиперактивность с относительно умеренной возбудимостью и эмоциональной неустойчивостью, импульсивностью, с легкой когнитивной деятельностью умственной отсталости легкой степени, с задержкой в психомоторном, психоречевом развитии и относительно контролируемым поведением в микро- и макросреде.

Отрешенность

Отрешенность (отстраненность, непривязанность) характеризуется отстраненностью от реальной жизни и, частично, от своего “Я”, а также нарушением коммуникативных навыков, нарастанием индифферентности к окружающему, задержкой и отставанием дизонтогенеза, с последующим отставанием когнитивных процессов, задержкой психомоторного, психоречевого, психосенсорного развития и другие. 
Отрешенность — более глубокая, чем отстраненность и характеризуется отчуждением от окружающего. Различие этих двух состояний определяется по уровням непривязанности к чувственным объектам.

Оглушенность

Оглушенность характеризуется расстройством сознания (непродуктивным), для которого характерно легкое, неглубокое выключение сознания. При этом затруднены ориентация на местности (в окружающей обстановке), во времени, повышение порога всех (сенсорных) раздражителей, затруднение течение психических процессов, часто с психоречевой, психомоторной, психосенсорной заторможенностью, реже — с расторможенностью.

Апатическая форма аутизма

Апатическая форма аутизма характеризуется снижением эмоций, безразличием к себе, сверхтормозимостью к окружающему миру или кратковременной психической активностью при удовлетворении физиологических потребностей, или сильной мотивацией извне (показ любимой игрушки, пищи) и др.
 У таких детей сохранено невербальное общение и подражание, которое слабо развито у детей с отрешенностью и отсутствует у детей с оглушенностью.

Сенситивная форма аутизма

Сенситивная форма аутизма характеризуется плаксивостью, слезливостью, “моторным плачем” и т.п., а также повышенной чувствительностью к окружающим, происходящему с больным, событиям в сочетании с повышенной тревожностью, боязнью новой обстановки, людей, событий, действий, боязнью темноты, одиночества (часто — симбиоз с матерью) и др.

Смешанная форма аутизма

Смешанная форма аутизма: гиперактивно-отрешенная, гиперактивно-оглушенная, гиперактивно-оглушенно-отрешенная, сенситивно-гиперактивная форма, апатично-сенситивная форма.

Конституционально обусловленная форма аутизма

Конституционально обусловленная форма, то есть генетически — в рамках семьи и родных.

Аутизм. Нормотоническая форма.

Аутизм. Нормотоническая форма. Понятие нормотоническая форма аутизма в клинической практике захватывает психическую деятельность, социальное поведение, аффективную сферу, она более характерна для детей, прошедших адекватные лечебно-реабилитационные мероприятия и находящиеся в благополучных социально-бытовых условиях. У таких детей более адекватный тип поведения, взгляд, невербальное, частично вербальное общение, сохранены развитые подражательные способности, формальная социальная, эмоциональная перцепция и др.

Следует отметить, что эти явления более неустойчивые. При прекращении лечебно-реабилитационных мероприятий, в т.ч. при возникновении даже ничтожной психотравмирующей ситуации, неблагоприятных социально-бытовых условиях, состояние детей может ухудшится, происходит его обострение.

Атипичная форма аутизма

Атипичная форма аутизма характеризуется беспричинным проявлением в семьях с благоприятным социально-бытовыми условиями (в анамнезе пре-, пери- и постнатального периода имеются органические-причинные факторы, органические резидуальные патологии ЦНС, хромосомные патологии, нарушение обменных процессов, психотравмы и др.)

Читайте также:  Как симптоматическая эпилепсия может навредить больному?

Профессор Рахманов лечит аутизм и аутического спектра расстройства при помощи собственной безмедикаментозной методики. Этот метод защищен патентами и признан в других странах. Головной мозг имеет огромный запас прочности и главная задача — заставить здоровые клетки мозга работать вместо погибших или пострадавших. Способы сделать это подбираются индивидуально для каждого пациента.

Поделиться страницей в соц. сетях:

Диагностика Аутизма у детей:

Аутизм у детей диагностируют по одновременному наличию трех признаков:

  1. коммуникативных нарушения
  2. трудностей в социальном взаимодействии
  3. повторяющегося, стереотипного поведения.

Причем следует учитывать, что они появляются, пока ребенку не исполнилось 3 года. Если же ему больше 3-х, врачу следует задуматься о другом диагнозе. Нейропсихологи для уточнения диагноза проводят исследование по критериям двух международных классификаций психических расстройств и заболеваний. Из указанных классификаций минимум 6 симптомов должно быть у ребенка, чтобы ему поставили диагноз «аутизм».

За ребенком нужно наблюдать в среде, которая является привычной для него. Следует провести интервью с родителями с применением стандартизированных документов. Применяют Опросник для диагностики аутизма. Анамнез собирается по Шкале наблюдения для диагностики аутизма.

Если ребенка госпитализировали, используют Оценочную Шкалу Детского Аутизма. Такие методы применяются в Европе и США, а в наших странах нет стандартов диагностики и соответствующе обученных врачей. Как правило, педиатр с трудом может заподозрить аутизм у малыша с нетипичным поведением, а родители часто умалчивают некоторые факты, очевидно, боясь страшного диагноза и отказываясь в него верить.

При подозрении на аутизм у ребенка следует провести медкомиссию, в составе специалистов должны быть психиатр, невролог и психолог, а также узкий специалист по заболеваниям аутистического спектра, родители и воспитатели (в случае посещения ребенком детсада).

Диагностика аутизма у детей усложнена тем, что данное заболевание сложно отличить от подобных. Это опасно, поскольку лечение аутизма не такое, как при умственной отсталости или шизофрении. Если ребенка лечить неправильно, аутист никогда не станет нормальным. Чем раньше начато лечение, тем большие результаты оно даст, позволив ребенку стать полноценным членом общества.

Ранний детский аутизм

Детский аутизм можно выявить еще на ранних стадиях его развития. Проявляется он в эмоциональном безразличии или слабом реагировании на родителей, малой активной подвижности. Постепенно поступки ребенка становятся стереотипными, эмоции притупленными, реакция на окружающий мир ослабленной.

Ранний детский аутизм проявляется такими признаками:

  1. Стереотипность движений, которые совершаются не к месту.
  2. Ощущение, будто ребенок плохо слышит или видит.
  3. Отсутствие контакта с окружающими, игнорирование людей.
  4. Отсутствие обращения малыша за помощью к людям.
  5. Игнорирование и отсутствие отклика на свое имя.
  6. Отсутствие контакта глаза в глаза.

Ребенку трудно установить эмоциональный контакт с другими людьми. Он не способен проявлять свои эмоции, при этом не понимает чувств окружающих. В основном контакт абсолютно отсутствует у ребенка с чужими или малознакомыми людьми.

Ранний детский аутизм делится на 4 степени тяжести:

  1. Первая степень проявляется в отсутствии ответной реакции малыша, его отрешенности от мира. Ребенок избегает объятий, взгляда в глаза, также не реагирует на потребности в еде.
  2. Вторая степень проявляется в полной отрешенности от мира, сужении круга общения до близких людей. Ребенок аффективно реагирует на изменения в обстановке. Избирательно подходит к еде, одежде и внешним проявлениям. Присутствует чувство страха, что вызывает агрессию. Стереотипность наблюдается в действиях и речи.
  3. Третья степень проявляется в ограниченности мира ребенка, который теперь погружен в себя. Его интересы носят мрачный, устрашающий характер. ребенок может говорить на одну и ту же тему, совершать однотипные действия. Игры его монотонные и не носят познавательного характера.
  4. Четвертая степень является самой легкой формой аутизма, при которой отмечается лишь трудности при контакте с окружающим миром. Дети данной группы ранимы, чувствительны к чужой оценке, уязвимы, избегают отношений.

Ранний аутизм у детей объясняется неправильной работой отдела головного мозга, который отвечает за стирание ненужной информации, которая уже была получена. При аутизме информация не стирается. Мозг со временем активизирует функцию невосприятия новой информации из-за загруженности. Это осуществляется путем расфокусировки взгляда и расстройства слуха. Головной мозг просто прекращает воспринимать новую информацию.

перейти наверх

Алгоритм действий после установки диагноза

Если все более-менее ясно с симптомами аутизма у детей, причины возникновения этого заболевания пока известны лишь в общих чертах. А это значит, что и специфического лечения пока что не разработано. К сожалению, нет какой-то таблетки или вакцины, которая защитила бы малышей от развития этого заболевания.

Лечение аутизма у детей проходит в основном как корректировка симптомов заболевания, своеобразное «сглаживание острых углов». Задача врачей при лечении аутизма состоит в том, чтобы по максимуму реализовать потенциал ребенка и научить его социальным навыкам и коммуникации. Все методы лечения можно разделить на несколько групп:

  • Медикаментозное лечение назначается для устранения симптомов болезни. Иногда аутизм сопровождается синдромом протекающего кишечника, аутоагрессией, нехваткой определенных витаминов и минералов, судорогами. При агрессивном поведении назначают нейролептики или психотропные препараты, при эпилептической активности выписывают противосудорожные препараты и т. д.
  • Помощь психолога сложно недооценить в развитие детей с аутичным спектром. Психолог разрабатывает систему игровых форм, которые способны оказывать влияние на поведение и развитие ребенка, постепенно приводя их в норму. Не стоит говорить о том, что специалист должен быть высокой квалификации, обладать должными знаниями и умениями и обязательно любить детей. Только такой человек сможет попробовать найти «ключик» к непростому ребенку.
  • Коррекционные занятия являются обязательным методом в терапии, которые дополняют основные. Реабилитационные методики очень различаются между собой, это могут быть спортивные занятия, изобразительное искусство: то, чем интересуется ребенок. Так как аутичные дети зачастую очень любят животных, то их можно водить на иппотерапию или канис-терапию с участием лошадей или собак.
Читайте также:  Как распознать мигрень? Особенности и способы лечения

К сожалению, при аутизме не идет речи о полном излечении – это просто невозможно. Но привести функциональную деятельность мозга в норму можно. Универсального метода лечения не существует – каждый ребенок дает свою реакцию на те или иные методики. Поэтому программа реабилитации разрабатывается исключительно индивидуально, с учетом особенностей малыша.

Обычно лишь в легких формах проявления болезнь обнаруживают в подростковом или взрослом возрасте. Но и новорожденным 

не ставят, так как он основывается на анализе поведения, а не на болезнетворных факторах.

Симптомы заболевания обнаруживают и у годовалого малыша, но чем моложе возраст, тем менее надежным является диагноз.

Алгоритм действий после установки диагноза

Так, если симптомы обнаружены одновременно у годовалого и трехлетнего малыша, то спустя пару лет первого с большей долей вероятности могут признать здоровым.

В каком возрасте обычно ставят подобный диагноз. К сожалению, средний возраст обнаружения заболевания – пять с половиной лет. Около трети малышей остаются необследованными до восьми лет. Упускается оптимальный период для коррекции заболевания. Поэтому врачи рекомендуют проводить скрининг на расстройства аутистического спектра в возрасте до трех лет.

Обнаружив ранние признаки аутизма у своего малыша, родители должны обратиться к педиатру, который проведет предварительную консультацию, при необходимости привлечет помощь специалиста по аутистическим расстройствам.

Оцениваются когнитивные и коммуникативные способности. Для постановки диагноза должны быть обнаружены ограниченная способность к эмоциональным контактам, стереотипный характер речи, отсутствие интереса к требующим воображения играм, склонность к изучению мелких деталей предметов.

Важно! При анализе симптомов и постановке диагноза должны быть исключены умственная отсталость, специфические нарушения речи, слуха, психические расстройства со сходной симптоматикой (синдром Ретта, дезинтегративное расстройство).

Как распознать самостоятельно проявления аутизма у своего сына/дочери.

Атипичный аутизм – признаки и симптомы

Диагностика детского аутизма имеет вполне четкие разработанные критерии. Понятие «атипичный аутизм» означает, что у ребенка есть расстройства аутистического спектра, но либо они проявились позже 3 лет, либо присутствуют частично.

Классический вид аутизма у детей ярко выражен уже на первом году жизни. Такой малыш не гулит, не реагирует на присутствие значимого взрослого, отсутствует реакция на игрушки.

Диагностировать атипичный аутизм сложнее, чем классический, поскольку здесь признаки более размыты и даже близкие люди многие его проявления до определенного момента могут списывать на особенности темперамента или развития. Признаки атипичного аутизма у детей:

Атипичный аутизм – признаки и симптомы

Нарушение взаимодействия, эмоциональная отстраненность. Ребенок не проявляет инициативы в общении, не смотрит на собеседника, не отзывается на имя или обращение. В отношении близких людей безразличен. К посторонним не проявляет интереса. Нарушение речи. Говорит штампами, повторяет последние услышанные слова, говорит нечто, что не относится к текущей ситуации. Отсутствие воображения, ролевых игр, отсутствие необходимости в общении. Трудности в привитии навыков самообслуживания. Повторяющиеся действия. У ребенка есть определенный ритуал, к которому он прибегает во время дискомфорта, вместо игр, для постоянного времяпрепровождения. Режим дня устоявшийся. Любое нарушение вызывает дискомфорт, агрессию, истерику.

Следует понимать, что описать все возможные симптомы атипичного аутизма настолько же не реально, как подогнать всех больных под определенный критерий. Вышеописанные признаки могут сочетаться в самых разных комбинациях и присутствовать не полностью. Их выраженность может быть разной. Иногда ошибки в диагностике выходят за рамки психологических патологий.

Например. Девочке до 4 лет ставили диагноз ДЦП. Походка ее была крайне шаткой. Создавалось впечатление, что ребенок не владеет своим телом. При диагностике у специалистов выяснилось, что девочка страдает нарушением восприятия пространства, пониженной сенсорной чувствительностью, отсутствием эмоционального контакта с людьми. Говоря проще, ее мозг неверно оценивал расстояние до предметов, пола. Она ходила как моряк , игнорируя препятствия в виде мебели или людей. При этом навыки самообслуживания были в норме, отставание когнитивного развития незначительно. Диагностирован атипичный аутизм.