Противопоказания к реабилитации при дцп

Детский Церебральный Паралич – это широкое понятие, которое охватывает несколько различных симптомокомплексов, имеющих схожие проявления и причины возникновения:

Клиническая картина

ДЦП проявляется нарушениями со стороны опорно-двигательного аппарата в виде:

  • параличей;
  • парезов;
  • синкинезий;
  • контрактур;
  • гиперкинезов.

Классификация церебрального паралича охватывает различные проявления патологии и структурирует наиболее часто встречаемое сочетание вышеперечисленных симптомов и их выраженность. Однако в большинстве случаев у детей присутствуют такие клинические проявления: парезы, дискоординация движений, нарушение равновесия, изменение походки и двигательного стереотипа.

Распространенность ДЦП

На сегодняшний момент ДЦП занимает ведущее место в структуре хронических болезней детского возраста. По мировой статистике число больных этим заболеванием детей составляет 1,7-7 на 1000 здоровых, в России эти цифра колеблется в пределах 2,5-5,9. В некоторых странах этот показатель существенно выше, например, по данным Франции на 1966 год он составлял 8 человек. Увеличение числа больных связывают не только с ухудшением экологии, но также с прогрессом в перинатальной и неонатальной медицине. Сегодня медицина ДЦП успешно развивается и часто выхаживают младенцев, рожденных недоношенными, в том числе с весом в 500 грамм, как известно, именно недоношенность является одним из основных факторов риска по ДЦП.

Вернуться к списку

Санаторно-курортное лечение

В комплексе реабилитационного лечения детей с ДЦП может использоваться лечение в санаториях Одессы, Евпатории, Трускавца, Саки, где применяются такие эффективные методики, как:

  • физиотерапевтическое лечение (магнитотерапия, миотон, ультразвук, дарсонвализация);
  • грязелечение;
  • шиацу-терапия (массаж активных биоточек);
  • лазеротерапия;
  • массаж (позволяет снизить степень спазмирования мышц или их вялости);
  • монтессори-терапия (специальная методика по формированию умения концентрировать внимание, выработке самостоятельности);
  • занятия с логопедом;
  • занятия по методике Бобат (специальные упражнения в различных позах и со специальным оборудованием);
  • занятия по методике Пето (разделение каждого движения на отдельные акты и их разучивание).

Особенно эффективно комплексное использование методик и процедур.

Реабилитация детей с ДЦП требует продолжительного времени и активного участия родителей.

Социальная реабилитация и адаптация детей с ДЦП

Социальная реабилитация детей с ДЦП имеет не менее важное значение, чем физическая. Такие дети должны научиться жить с ограниченными возможностями, взаимодействовать с членами семьи, сверстниками и обществом в целом. Очень важно научить их обслуживать себя. Если позволяет состояние, ориентироваться в родном районе или городе. Элементы социальной реабилитации есть на всех этапах лечения. Более узкая программа адаптации к социуму включает в себя:

  • культурную адаптацию и обучение навыком общения, наведения контактов с людьми;
  • бытовую адаптацию с возможностью самообслуживания, передвижения в транспорте, осуществления покупок;
  • обучение поведению в социуме;
  • выработку трудовых навыков.

Медико-социальная реабилитация детей-инвалидов с ДЦП обязательно учитывает психологические особенности каждого ребенка. Она направлена на коррекцию индивидуальных нарушений социального поведения.

Больные ДЦП бывают очень возбудимыми, чувствительными, тревожными. Они медленнее воспринимают и запоминают информацию об окружающем мире, реже проявляют инициативу, самостоятельность

Социальная реабилитация и адаптация детей с ДЦП

Занятия с детьми проводят специально подготовленные педагоги. В их задачи входит заинтересовать ребенка овладевать новыми знаниями, постепенно расширять их запас. Работа нацелена на улучшение памяти, внимания, овладение математическими знаниями чтением и общим представлением о мире. Очень важно совершенствовать мелкую моторику рук, бытовую адаптацию. Также социокультурная реабилитация детей с ДЦП включает выработку навыков правильного общения в семье, со сверстниками, выработку положительного отношения к родным и друзьям.

Во многих странах ребенок с ДЦП может ходить в обычную школу или детский сад, с ним индивидуально занимается на уроках специальный педагог. Общаясь в коллективе, дети с ранних лет обретают друзей, а здоровые сверстники учатся правильно относиться к людям с ограниченными возможностями.

Читайте также:  Дорсопатия грудного отдела позвоночника: симптомы и лечение

К сожалению, у нас такой возможности практически нет. В штате обычных государственных школ нет педагогов, которые могли бы индивидуально заниматься на уроках с больными детьми. Ходить на уроки могут ходить лишь дети с легкими нарушениями, которые могут обслуживать себя и относительно свободно передвигаться. Но даже в таких случаях родители сталкиваются с негативным отношением. Руководство не хочет принимать детей, а сверстники, при молчаливой поддержке родителей, начинают издеваться над больным ребенком. Потому многие врачи советуют отдавать детей с ДЦП в специализированные интернаты.

Источники

  • -cerebralnyj-paralich/
  • -detej-s-dcp/
  • -programs/dtsp/
  • -napravleniya/rannyaya-diagnostika-i-reabilitatsiya-pri-dtsp
  • -obzor-metodik-reabilitatsii/
  • -detei-s-dcp/
  • -vnutrennikh-zabolevanii/