Причины и способы лечения заикания у детей

Лечение заикания у детей, самого распространенного нарушения речи, эффективно проводится с применением специально разработанных методик и на сегодняшний день имеет благоприятный прогноз.

Что делает логопед

Если вам, очевидно, что у ребенка есть трудности в произношении слов, то посещение логопеда является важнейшим для ранней оценки речи ребенка. Конечно, может оказаться, что нет никаких проблем, и его посещение развенчает все страхи. Вы можете сами найти врача либо пойти по направлению терапевта.

При проведении оценки, логопед будет смотреть на речевые и языковые навыки в контексте общего формирования речи и развития. Кроме того, наблюдая ребенка, логопед осуществит стандартные тесты для поиска ориентиров в развитии речи и языка.

Логопед оценит:

  1. понимает ли ребенок речь (рецептивный язык),
  2. что ваш ребенок может сказать (выразительный язык),
  3. пытается ли ребенок коммуницировать другими методами, например, указывая пальцем, качая головой, жестикулируя и т. д.,
  4. развитие звука и разборчивости речи. орально-моторного статуса ребенка (координацию между ртом, языком, небом и т. д., для общения, а также жевания и глотания).

Если специалист полагает, что ребенок нуждается в логопедической помощи, участие взрослых будет очень необходимо. Вы можете наблюдать за сеансами терапии и научиться участвовать в процессе.

Логопед даст специальные инструкции родителям, чтобы улучшить речевые и языковые навыки ребенка. Оценка речевого аппарата логопедом может показать, что ваши ожидания слишком завышены. Учебные пособия, которые показывают этапы, и вехи в развитии могут помочь вам получить объективный взгляд на уровень ребенка в целом.

//—> //—>

Причины заикания

В научном кругу не существует единого мнения по поводу причин заикания. Различные специалисты в разные эпохи придерживались своих гипотез в этом вопросе. В 16 веке испанский лингвист выдвинул такую точку зрения: дефект происходит от того, что уже повзрослевший малыш сосет молоко из груди матери. Чтобы излечить недуг, целесообразно отлучать ребенка от груди, заставляя есть самостоятельно.

В 19 веке ученый Лагузен выдвинул предположение, что логоклонию вызывают чувства стыда, гнева, испуг, страх.

И.А. Сикорский впервые указал на возникновение дефекта в раннем детском возрасте в момент развития речи.

Современная наука разделяет причины, вызывающие логоклонию, на предрасполагающие и провоцирующие.

Причины заикания

Предрасполагающие факторы создают внушительную группу. Среди них:

1.Возрастные особенности – 2–6 лет, когда речь находится в стадии развития, становясь уязвимой в силу неполного созревания. 2. Половые особенности – мальчики чаще подвергаются расстройству, чем девочки. 3. Поражение ЦНСвнутриутробное, постнатальное:

  • патологическое течение беременности – инфекции, гипоксия плода;
  • преждевременные роды;
  • родовые травмы;
  • асфиксия;
  • недоношенность;
  • инфекционные заболевания, перенесенные в детском возрасте – менингит, энцефалит;
  • корь, коклюш, тиф, рахит, глистные инвазии, эндокринные нарушения;
  • ЛОР-заболевания
  • травмы ГМ – ушибы, ЧМТ.

4. Наследственность. Наследование от родителей особенностей нервной системы – гипервозбудимость, ускорение двигательной, речевой активности. Наследование может происходить в течение нескольких поколений. При этом у заикающихся мужчин риск рождения потомства с подобным расстройством меньше, чем у заикающихся женщин. У мужчин с расстройством вероятность появления сыновей с дефектом составляет 20%, дочерей – 9%. У женщин: сыновья – 35%, дочери – 17%. 5. Особенности речевого развития. В момент формирования фразовой речи в норме для детей характерны некоторые отступления. Возможно появление итераций – повторение слогов, звуков, эмбол (звуки, слова без смысловой нагрузки). Это нормально, поскольку недостаточное речевое дыхание ограничивает возможность произносить в идеале полные фразы. Проблемы начинаются, когда в период становления речевой активности вмешиваются неблагоприятные факторы окружающей среды.

Выделяют три степени заикания:

  • Легкая — ребенок заикается, только когда возбужден или торопится что-то сказать. Он легко преодолевает запинки и не стесняется своего заикания.
  • Средняя — малыш легко говорит и мало заикается, когда спокоен и находится в привычной обстановке. При волнении, на публике и в разговорах с малознакомыми людьми заикание усиливается.
  • Тяжелая — ребенок постоянно заикается, речевые судороги сопровождаются сопутствующими движениями (переступанием с ноги на ногу, наклоном или откидыванием головы, сжиманием кулаков, зажмуриванием и т.д.).

Однажды возникнув, заикание может стать постоянным, протекать волнообразно (усиливаться или ослабевать, но не исчезать полностью) или рецидивировать (полностью исчезать, а затем вновь появляться после достаточно продолжительного периода свободной речи).

Подведем итоги

Какой бы метод лечения ни выбрали родители, важно доверять в этом вопросе специалистам: психологам, психоневрологам, логопедам и т. д. Иначе проблема, которую можно было ликвидировать в течение нескольких месяцев, может растянуться на долгие годы. Родителям важно также знать, что устранение речевого дефекта во многом зависит от своевременности их реагирования на его появление. Желательного результата можно добиться только при активном участии всех членов семьи, объединив свои усилия со специалистами в процессе лечения ребенка.

© Тимошенко Елена,

Методики лечения заикания

Родителям не стоит думать, что заикание с возрастом пройдет само по себе, таких случаев насчитывается единицы и потому при подозрении на логоневроз первое что необходимо сделать – это посетить невролога, который проведет соответствующее обследование и назначит лечение. Прием медикаментов требуется не всем деткам, чаще всего лекарства назначаются при выявленных первичных заболеваниях, способствующих логоневрозу.

Родителям желательно найти хорошего детского психолога и логопеда, которые помогут выявить причину подобной патологии и научат малыша грамотно выстраивать свою речь. Для заикающихся детей важна и обстановка в доме, на них никогда нельзя кричать в тот момент, когда они не могут произнести слово, это только усугубит ситуацию. Нужно и пересмотреть режим дня таких детей, неврологи обычно советуют придерживаться таких правил:

  1. Ежедневно соблюдать режим – ложиться и вставать в одно и то же время.
  2. Перед сном не нужно развлекать ребенка мультфильмами или шумными играми.
  3. Речь родителей должна быть плавной и спокойной, по возможности замедленной. Малышу с заиканием не нужно читать много сказок, особенно, если они чем-то пугают ребенка.
  4. Занятия плаванием, физические упражнения, прогулки на свежем воздухе способствуют и укреплению нервной системы.
  5. Малыша с логоневрозом не нужно и постоянно опекать, требования к нему должны быть такие же, как и для здоровых детей. Не нужно ограничивать и общение со сверстниками. Особенно хорошо адаптироваться в обществе и не чувствовать при этом свою ущербность могут дети дошкольного возраста, поэтому ребенка нужно поощрять на то, чтобы он завел себе друзей.

Медикаментозное

Медикаментозную терапию выбирают в зависимости от степени заикания и выявленных неврологических заболеваний. Врач может назначить транквилизаторы, средства, способствующие активизации мозговых процессов. Широко используются успокаивающие препараты, витаминотерапия. Не стоит полагаться на одни таблетки, часто после окончания курса через некоторое время заикание может вернуться вновь.

Массаж

Детям с заиканием часто назначают логопедический массаж, выполнять его должен только специалист. Логопед должен знать механизм нарушения, разбираться в анатомическом расположении артикуляционных мышц, черепно – мозговых нервов. Важно подготовить малыша к массажу, создать спокойную, умиротворяющую обстановку. Массаж выполняется из положения тела лежа или полусидя. Используют:

  • Поглаживание.
  • Разминание.
  • Растирание.
  • Поколачивание или вибрацию.
Методики лечения заикания

Первые сеансы начинают с пяти – семи минут и постепенно доводят до 30 минут. Курс состоит из 10 процедур, затем делают перерыв на две недели и снова его повторяют.

Кроме логопедического массажа используют и точечный, при котором воздействие осуществляют на определенные точки на теле. Массаж помогает успокоиться, благоприятно влияет на нервную систему, расслабляет. Воздействие на артикуляционные мышцы помогает их настроить на правильную работу.

Часто после первого курса заикание у малыша усиливается, что говорит о тяжелом протекании патологического процесса, прекращать сеансы не стоит, но только если вы уверены в компетентности специалиста.

Упражнения

При заикании хорошие результаты лечения возникают, если постоянно проводить с ребенком дыхательную гимнастику. Такие упражнения позволяют нормализовать процесс носового и ротового дыхания, способствуют укреплению мышц и диафрагмы, учат контролю над своим состоянием. Нужно научить ребенка производить выдох спокойно, а вдох совершать только во время выполнения движения.

  • Ребенка нужно поставить прямо, согнутые локти опустить вниз, при этом раскрытые ладошки должны быть направлены вверх. На вдохе ладошки сжимаются в кулачки, на бесшумном выдохе разжимаются. Упражнение повторяется до 10 раз.
  • Ребенок стоит, руки вытянуты вдоль тела, ноги раздвинуты. На вдохе нужно присесть с одновременным поворотом туловища сначала в одну сторону, затем в другую.
  • Положение – стоя, ноги раздвинуты. Нужно наклонять голову в разные стороны так чтобы ухо прижималось к плечу, при наклоне делать вдох. Совершив по 4-5 наклонов нужно покачать головой из стороны в сторону. При выполнении всех движений глаза должны смотреть прямо.
  • Положение тела такое же, как в предыдущем комплексе, но только голову теперь необходимо опускать вниз или поднимать вверх, совершая при этом шумный вдох. Выдох делают при возвращении головы в исходную позицию.
Читайте также:  Дистрофия беккера : причины, симптомы, диагностика, лечение

Дыхательные упражнения способствуют укреплению речевого аппарата и также улучшают мозговое кровообращение. Делать комплекс упражнений нужно ежедневно и лучше в утренние часы.

Методик избавления от заикания в настоящее время разработано сотни и потому врачи советуют не останавливаться на одной, особенно, если заметного результата не видно. При желании всегда можно найти такую схему лечения, которая поможет именно вашему ребенку.

Заикание у детей

Опубликовано:

Заикание, обозначаемое в медицинской терминологии как логоневроз, является таким нарушением плавности, темпа и ритма голоса, дыхания и речи, при котором им сопутствуют судороги мышц, поражающие в речевой аппарат, а это язык, губы или гортань. Заикание у детей может появиться внезапным образом, более того, проявление у ребенка этого нарушения со временем начинает усиливаться. Как понятно, в любом случае необходимо принимать меры, и сегодня мы остановимся именно на них.

Речь заикающегося ребенка состоит из повторения отдельных звуков и слогов, также наблюдаются вынужденные остановки. Судороги, которыми сопровождается заикание, могут быть тоническими и клоническими. При тонических судорогах отмечается напряжение и невозможность на протяжении длительного периода времени преодолеть возникающий в речи сбой.

В свою очередь при клонических судорогах ребенок повторяет отдельные звуки или слоги (как правило, те из них, которые находятся в самом начале слова). Возможен и смешанный вариант – тоно-клоническое заикание.

Бывает так, что нарушения речи, обуславливаемые заиканием, долго не проявляются у ребенка, однако дают о себе знать при возникновении определенных стрессовых ситуаций, выступающих в этом случае в качестве пускового механизма.

О причинах

Причины заикания можно разделить на три основных группы: физиологические, социальные и психологические.

Физиологические причины заикания могут быть обусловлены наследственной предрасположенностью, родовой травмой, заболеваниями нервной системы и т.д.

Нередко бывает и так, что заикание появляется при заболеваниях, поражающих непосредственно речевые органы (нос, гортань или глотку).

Развиться заикание может и в результате нервного истощения на фоне предшествующего перенесения таких, например, заболеваний, как рахит, корь, тиф или коклюш.

Если актуальны социальные причины заикания, то в таком случае может иметь место, например, проблема недостаточной реализации мер со стороны родителей ребенка, направленных на формирование его речи. В итоге может быть нарушено произношение звуков, слова могут произноситься на выдохе или может развиться скороговорение.

Нередко бывает и так, что заикание развивается у ребенка при условии одновременного изучения им нескольких языков либо на фоне перегрузки, касающейся работы с речевым материалом, в особенности, если такая перегрузка в целом не соответствует возрасту ребенка. В качестве причины речевых нарушений также можно обозначить излишнюю строгость родителей в отношении ребенка.

В конце концов, допускается и такой вариант, как намеренное копирование речи действительно заикающегося человека. Группа вариантов, которые попадают под социальные причины, может спровоцировать развитие нарушений даже у детей с изначально нормальным состоянием нервной системы.

И, наконец, психологические причины заикания. Такие причины обуславливаются эмоциональным состоянием ребенка. Здесь не идет речь о каких-то проблемах с нервной системой, спровоцировать заикание может сильное и внезапное психоэмоциональное потрясение.

Зачастую в качестве предшествующих заиканию факторов выделяют определенные невротические реакции, проявляющиеся на фоне каких-либо детских страхов. К таким страхам можно отнести боязнь темноты, громких звуков, потери родителей, наказания и т.д. Нередкой причиной появления заикания у маленьких детей (от 3 лет и более) становится неадекватное поведение в их адрес животных.

В основном приступы заикания у детей проявляются чаще в период перенесения тех или иных заболеваний, в результате переутомления, при определенных неприятностях (дома, в школе и пр.).

Наблюдается даже некоторая зависимость от погодных условий, рациона питания и сезона.

Что примечательно, если в ежедневном рационе питания ребенка содержится слишком много белковой пищи, то проявление заикания усиливается и в этом случае.

Нарушения речи (и заикание в частности) также зачастую развиваются в переходном возрасте и в период активного роста зубов. Относительно часто отмечаются случаи появления заикания на фоне инфекционных заболеваний.

Заболевания в хронической форме течения причиной появления у ребенка нарушений речи не являются, хотя их наличие и может выступать в качестве фактора, усиливающего уже имеющиеся у него нарушения.

К примеру, если из-за  имеющихся аденоидных разрастаний ребенку становится труднее дышать носом, то из-за этого у него вполне могут появиться проблемы с речью.

Читайте также:  Головной мозг: отделы, строение и функции

Как лечить заикание?

Естественно, что заикание нужно пытаться устранить. И хотя посещение логопеда для этого является мерой правильной, она, между тем, является лишь одним из вариантов лечения.

Дополнительно нужно посещать педиатра и психолога.

Методики лечения заикания или как справиться с патологическим процессом

Есть несколько способов качественного лечения заикания. Задача — синхронизировать речевые центры и артикуляционный аппарат. Способы подразделяются в зависимости от возраста пациентов.

Дошкольники

Методик, которые помогают избавиться от заикания, несколько. Наиболее эффективны следующие:

  • Методика Выгодской. Рассчитана на несколько месяцев плотной работы. В непринужденной обстановке врач создает игровые ситуации. За счет этого, ребенок нарабатывает специальные речевые навыки, не беспокоится. Двигаться может в собственном темпе. Отсутствует какое-либо давление, что благотворно сказывается на результате. Лечение логоневроза включает в себя 36 сеансов в среднем.
  • Способ Смирнова. Комплекс подходит для детей дошкольного возраста. Основан на коррекции речевых навыков и личностных качеств. Рассчитан на полный год коррекции. Занятия проходят каждый день по 15-30 минут.
  • Методика Силивестрова. Курс рассчитан на 4 месяца. Занятия построены по принципу от простого сложному. Терапия проходит в три этапа. Каждый труднее предыдущего. На финальной стадии результат закрепляют.

Коррекционная работа при заикании начинается, примерно с 2-х-3-х лет жизни. Раньше смысла не имеет, поскольку возможны преходящие формы патологического процесса.

Подростки и взрослые пациенты

Методики лечения заикания или как справиться с патологическим процессом

Можно ли вылечить заикание у взрослого человека и подростка? Да, вполне. Но методики применяются совсем другие.

  • Стационарное лечение по Шкловскому. Это целый комплекс терапевтических мероприятий. Интенсивный курс рассчитан на несколько месяцев. Плюс-минус. Человек находится под наблюдением невролога, психотерапевта и логопеда-дефектолога. Получает качественную коррекцию, после чего избавляется от заикания.
  • По Арутюняну. Примерно 30 дней человек находится в стационаре. Затем проходит еще 30 сеансов терапии амбулаторно с перерывом в неделю между каждыми 5-7-ю занятиями. Результат стойкий. Удается его закрепить за счет более продолжительного и не столь интенсивного воздействия.

Есть и другие способы. Названные распространены особенно широко в России, в Украине и странах бывшего Союза. Они относительно простые и недорогие. Основной минус при лечении пациентов старшего возраста — это риск повторения патологического процесса. Логопедические мероприятия при рецидиве заикания будут примерно такими же: речевая практика, мотивация, психотерапия, дыхательная гимнастика.

Постепенно в логопедическую практику внедряют и инновационные методы лечения. Например:

  • Гипноз. Психотерапевтическое внушение установки на полное спокойствие и контроль над речью. Помогает, если человек достаточно внушаем, а терапевт обладает достаточным опытом.
  • Речевое «протезирование». Методика основана на синтезе голоса пациента. Сначала человек произносит фразу. Затем она обрабатывается. Правильная версия направляется пациенту. Человек слушает ее и усваивает, как надо. Это стимулирует речевые центры и благотворно сказывается на состоянии больного заиканием.

Избавиться от заикания самостоятельно довольно трудно. К тому же, можно привить дополнительные негативные привычки. Рекомендуется сначала обратиться к врачу. Упражнения от заикания, которые пропишет врач, можно выполнять дома. Не стоит заниматься самодеятельностью. Станет только хуже.

Как правильно построить общение с ребенком со сниженным слухом?

  • Разговаривая с ребенком, убедитесь в том, что он видит ваши губы. Для него очень важно читать по губам.
  • Если вы хотите обратить внимание ребенка на игрушку (или предмет), поднесите ее к губам и рассказывайте о ней, удерживая ее на уровне рта.
  • Разговаривайте с ребенком, приближая губы на расстояние 10-15 сантиметров от уха малыша, или повышайте силу голоса.
  • Не бойтесь пользоваться смысловыми жестами. Вы можете придумать целую систему жестов, понятную вам и вашему ребенку. Эти жесты не имеют ничего общего с «языком глухих», которого опасаются многие родители. Они помогут вашему ребенку научиться понимать смысл многих слов и общаться с вами, пока он не научится говорить.
  • Дополнительным средством, которое поможет вашему малышу понять обращенную к нему речь, может стать богатая мимика. Утрированные мимические выражения радости, испуга, восторга, страха позволят ребенку лучше понять, что вы хотите ему сказать.
  • Учите ребенка выражать свои желания и потребности, используя доступные ему средства общения — жесты, мимику, интонацию, слова.

Приемы воспитания и обучения вашего ребенка объяснят вам специалисты — психиатры, психологи, дефектологи, логопеды.

Выдержка из книги и «Ребенок учится говорить»