«Какой тип нервной системы у Вашего ребёнка?» консультация по теме

Многим молодым родителям кажется, что новорожденный в первые недели жизни должен только кушать и спать. На самом деле около 20-25% новорожденных детей ведут себя очень беспокойно. Они плохо спят, почти постоянно кричат, плохо берут грудь и сосут молоко. Зачастую в такой ситуации участковый педиатр не может ничем помочь, так при осмотре младенца, констатирует, что он совершенно здоров.

Ребенок первого года жизни: как развивается его нервноая система

Невропатологи знают, что нервная система ребенка после рождения до года неустойчива, отчего многие дети имеют проблемы с мышечным тонусом и некоторыми рефлексами. Новорожденный имеет свои особенности. В первые недели жизни ярко выражены условные рефлексы, но очень скоро возникают и безусловные. И формирование нервной системы у ребенка продолжается долгие месяцы и годы.

Центральная нервная система отвечает за протекание важных процессов в организме. От ее особенностей зависит не только поведение крохи, а и работа всего организма. Но незрелость нервной системы у ребенка может вызывать временные нарушения, которые по мере взросления исчезают.

Большую часть дня новорожденный малыш спит, но при различных неврологических расстройствах, развитии заболеваний сон нарушается и ребенок становится беспокойным. Но одной важной особенностью нервной системы детей первых месяцев жизни является ее пластичность и высокая скорость изменения. Патологические процессы могут бесследно исчезать и неожиданно появляться. Именно поэтому так важно на первом году жизни показывать малыша невропатологу, чтобы доктор оценивал состояние и особенности формирования нервной системы у ребенка на всех важны этапах развития.

Последствия незрелости головного мозга у новорожденных

Рождение ребенка раньше срока это не приговор с современными пренатальными технологиями. Тем более, что основной орган, который отвечает за дальнейшее развитие крохи это мозг.

Окончательное развитие центральной нервной системы плода заканчивается к 15 неделям, а значит даже глубоко недоношенный ребенок с помощью современной медицины сможет стать полноценным членом общества.

Незрелость головного мозга у младенцев может проявляться в недоразвитии клеток и нервных волокон, которые располагаются у нервных путей.

Нерв – это передатчик импульса, для конкретной его работы он должен быть покрыт изолирующим веществом миелином, отсутствие которого и вызывает незрелость головного мозга.

Пока эта оболочка не окружит нервные пути всего головного мозга, будет наблюдаться нарушение координации движение новорожденного.

Незрелость головного мозга очень опасна во время родов. Если посмотреть высокоточное узи на 32 неделе беременности, то можно заметить, что у плода уже образовалось несколько крупных извилин, и постепенно расширяется сетка сосудов головного мозга. Однако кровотоки расположены еще хаотично и обрамлены специальной зародышевой нервной тканью.

Такая ткань имеет свойство разрушать тромбы, чтобы не возникало ишемической болезни головного мозга. Если до выхода плода из матки, мозг по каким-то причинам не приобрел необходимую структуру, его повреждение во время родов может быть очень опасным.

Любые толчки и ушибы головы младенца почти всегда превращаются в кровоизлияние и возникновение ишемической болезни головного мозга.

При рождении недоношенного ребенка всегда большему риску подвергается именно здоровье головного мозга. Физиологически родовые пути и сам малыш не готов к рождению, а значит маленькая и хрупкая головка будет подвержена высокому и опасному давлению. Именно поэтому большинство преждевременных родов требуют операции кесарево сечение.

Такая операция тоже очень опасна, особенно при глубокой недоношенности. Есть большой риск повредить спинной мозг ребенка, что может привести к необратимым последствиям в нарушении работы опорно-двигательного аппарата.

Чтобы избежать повреждений при родах раньше срока очень часто использую эпизиотомию – рассечение промежности чтобы уменьшить давление на тело малыша.

Что дают организму рефлексы?

Деятельность нервной системы в основе своей — рефлекторная. Под рефлексом понимают ответную реакцию на воздействие раздражителя из внешней или внутренней среды организма. Для реализации ее необходим рецептор с воспринимающим раздражение чувствительным нейроном. Ответ нервной системы приходит в конечном счете к двигательному нейрону, рефлекторно реагирующему, побуждая к деятельности или «тормозя» иннервируемый им орган, мышцу. Такая простейшая цепочка называется рефлекторной дугой, и только при ее сохранности может реализоваться рефлекс. В качестве примера можно привести реакцию новорожденного на легкое штриховое раздражение угла рта, в ответ на которое ребенок поворачивает голову к источнику раздражения и открывает рот. Дуга этого рефлекса, конечно, более сложная, чем, например, коленного рефлекса, но суть та же: в ответ на раздражение рефлексогенной зоны у ребенка появляются поисковые движения головой и готовность к сосанию. Различают простые рефлексы и сложные. Как видно из примера, поисковый и сосательный рефлексы относятся к сложным, а коленный — к простым. При этом врожденные (безусловные) рефлексы, особенно в период новорожденности, носят характер автоматизмов, преимущественно в виде пищевых, защитных и познотонических реакций. Такие рефлексы у человека обеспечиваются на различных «этажах» нервной системы, поэтому и различают рефлексы спинальные, стволовые, мозжечковые, подкорковые и корковые. У новорожденного ребенка, с учетом неодинаковой степени зрелости отделов нервной системы, преобладают рефлексы спинальных и стволовых автоматизмов. В ходе индивидуального развития и накопления новых навыков за счет выработки новых временных связей с обязательным участием высших отделов нервной системы образуются условные рефлексы. Большим полушариям головного мозга принадлежит особая роль в формировании условных рефлексов,образующихся на основе врожденных связей в нервной системе. Поэтому безусловные рефлексы существуют не только сами по себе, но постоянным компонентом входят во все условные рефлексы и сложнейшие акты жизнедеятельности. Если присмотреться к новорожденному, то обращает на себя внимание беспорядочный характер движений его рук, ног, головы. Восприятие раздражения, например на ноге, холодового или болевого дает не изолированное отдергивание ноги, а общую (генерализованную) двигательную реакцию возбуждения. Созревание структуры всегда выражается в совершенствовании функции. Наиболее заметно это на становлении движений. Примечательно, что первые движения у плода трехнедельного возраста (длина 4 мм) связаны с сердечными сокращениями. Двигательная реакция в ответ на раздражение кожи появляется со второго месяца внутриутробной жизни, когда формируются нервные элементы спинного мозга, необходимые для рефлекторной деятельности. В возрасте трех с половиной месяцев у плода можно обнаружить большинство физиологических рефлексов, наблюдаемых у новорожденных, за исключением крика, хватательного рефлекса и дыхания. С ростом плода и увеличением его массы большим становится и объем спонтанных движений, в чем легко можно убедиться, вызывая движения плода осторожным постукиванием по животу матери. В развитии двигательной активности ребенка прослеживаются две взаимосвязанные закономерности: усложнение функций и угасание целого ряда простых безусловных, врожденных рефлексов, которые, конечно, не исчезают, а используются в новых, более сложных движениях. Задержание или же позднее угасание таких рефлексов свидетельствует об отставании в двигательном развитии. Двигательной активности новорожденного и ребенка первых месяцев жизни присущи автоматизмы (наборы автоматических движений, безусловных рефлексов). С возрастом на смену автоматизмам приходят более осознанные движения или навыки.

Признаки слабой НС у взрослых

Чем отличается человек, которого природа не смогла наделить сильной нервной системой? Прежде всего, он в большинстве вопросов проявляет равнодушие. Подобная реакция говорит о том, что индивид воспринимает любые удары судьбы, не высказывая при этом своего протеста. Слабый тип нервной системы делает человека ленивым. Причем подобное можно наблюдать не только в отношении его психологических, но и физических характеристик. Подтверждением этому являются люди, живущие в бедности и не делающие никаких попыток для исправления ситуации и изменения своего положения в обществе.

Еще одним из признаков слабой нервной системы является нерешительность. Человек, для которого характерна повышенная чувствительность, готов подчиниться каждому. Порой такими людьми овладевают до такой степени, что они превращаются в живых роботов.

Рассматривая характеристику слабой нервной системы, стоит отметить и постоянные сомнения ее обладателей. Такой человек часто оправдывается, тем самым пытаясь завуалировать свои неудачи. Причем он сомневается не только в себе. Недоверие людей со слабой нервной системой вызывает и тот, кто пытается ему помочь в том или ином деле. Подобное порой выражается в зависти к тому, кто успешнее и лучше в этой жизни.

Что еще относится к характеристике слабой нервной системы? По возбуждению, выражаемому в беспокойстве, такие люди выделяются из всех остальных. Подобные проявления явно указывают на значительно сниженный показатель нервной силы. Постоянное беспокойство нередко приводит человека к расстройствам психики и даже срывам. Ведь такие люди живут, постоянно боясь. Страхи отбирают у них жизненные силы и преждевременно старят. Стоит понимать, что определенные заботы, а порой и большие трудности возможны у каждого человека. Однако люди, имеющие сильную нервную систему, встречают их на своем жизненном пути достаточно спокойно, пытаясь найти выход из сложившейся ситуации. Излишнее беспокойство проблему решить не поможет. Оно лишь отнимает здоровье и приближает старость.

Определить человека со слабой нервной системой можно и по проявляемой им сверхосторожности. Для того чтобы воплотить в жизнь собственные планы и идеи, таким людям всегда нужен подходящий момент, которого они постоянно и выжидают. Подобное порой превращается в привычку. В результате сверхострожные люди становятся пессимистами, так как постоянно размышляют о возможной неудаче, из-за которой способно рухнуть дело их жизни. Все это выливается в несварение желудка, нервозность, неактивную циркуляцию крови и множество иных заболеваний и отрицательных факторов.

Особенности перестройки нервной системы в момент старения

Особенности нервной системы в период старения определяются общими изменениями организма в целом:

  • изменение мышечного тонуса;
  • умственная и физическая активность;
  • психическая перестройка;
  • адаптационные функции;
  • изменения в репродуктивной системе человека.

При старении также проявляются изменения в желудочково-цистернальной системе: происходит ее расширение, вес мозга становится меньше, извилины истончаются, борозды углубляются и расширяются, количество нейронов идет на уменьшение, и их место занимают глиальные элементы.

В процентном соотношении потеря нейронов во время старения достигает 25 – 46%. В возрасте 70 – 80 лет число нервных клеток уменьшается в спинномозговых узлах на 30% в сравнении с 40 – 50-летними людьми.

Несмотря на такие значимые изменения, жизненно важные центры организма уменьшение нейронов обходит стороной.

Их потеря в таких местах минимальна. В период старения организма в нервных клетках накапливается липофусцин, именуемый пигментом старения. Он появляется из-за окисления НЖК и является обязательным элементом в любом стареющем организме.

При осмотре нейронов старого человека через микроскоп видны значительные изменения в виде увеличения нервных клеток и исходящих из них отростков, нарушения мембран у лизосом, гомогенизации цитоплазмы и многих других клеточные изменений.

Разные функции, за которые отвечает нервная система, подвергаются значительным изменениям в процессе старения организма. Исключение составляет мембранный потенциал нейронов, средняя величина которого существенным изменениям не подлежит. Синоптическое проведение становится медленней, снижается скорость нервного возбуждения.

Интегративная сфера нервной системы подвергается изменениям: рефлекторные функции теряют былую скорость, уменьшается способность концентрации внимания, уменьшается восприятие к запоминанию, логические же способности, наоборот, прогрессируют.

Период старения, изменения нервной системы нельзя расценивать, как общий, равномерно идущий на снижение фактор. В этот период происходит неравное изменение ее функций: некоторые существенно изменяются, какие-то замедляют действие, а в некоторых ячейках наблюдается прогресс по отношению к младшему возрасту. Помимо психомоторных функций и поведенческих систем происходят стабильные изменения в тканях.

Читайте также:  Головокружение при беременности на раннем сроке

Развитие поражений ЦНС

В процессе развития поражений центральной нервной системы врачи выделяют три основных этапа:

  1. острый;
  2. восстановительный;
  3. исход.

Острый период

Длится этот период около месяца. Течение его зависит от степени тяжести повреждений. Поражения наиболее легкой формы – это вздрагивания, дрожания подбородка, повышенная возбудимость, резкие движения конечностей, ненормальные состояния мышечного тонуса, нарушения сна.

Развитие поражений ЦНС

2 степень тяжести проявляется в это время снижением двигательной активности и мышечного тонуса, будут ослаблены рефлексы, особенно сосания, что внимательная мама обязательно заметит. В этом случае к концу первого месяца жизни такие симптомы могут смениться гипервозбудимостью, мраморным цветом кожи, метеоризмом и частыми срыгиваниями.

Нередко в это время детям ставят диагноз – гидроцефальный синдром. Его наиболее очевидными симптомами можно назвать стремительный рост окружности головы, повышение внутричерепного давления, которое проявляется выпуклостью родничка, непривычными движениями глазами.

При наибольшей степени тяжести обычно наступает кома. Подобные осложнения оставляют ребенка в больнице под наблюдением врачей.

Реабилитационный период

Что интересно, именно восстановительный период может протекать более тяжело, чем острый, если симптомов как таковых в первые месяцы не было. Второй период длится примерно со 2 по 6 месяц. Выражается подобное явление примерно следующим образом:

  • кроха почти не улыбается, не проявляет эмоций;
  • малыш не интересуется погремушками;
  • крик младенца довольно слаб;
  • ребенок практически не гулит.

Если же в первый период симптомы присутствовали достаточно ярко, то со второго месяца жизни они могут, наоборот, сократиться и исчезнуть, но это не означает, что нужно полностью прекращать лечение. Это лишь дает повод понять, что ребенок действительно восстанавливается.

Развитие поражений ЦНС

Результат поражения ЦНС

Примерно к году жизни крохи становятся очевидными последствия поражений центральной нервной системы, хотя основные симптомы уходят. Результатом же становятся:

  1. задержка развития – психомоторного, физического или же речевого;
  2. гиперактивность, которая сказывается и в будущем на возможности концентрироваться, учиться, запоминать что-либо, выражается также в повышенной агрессивности и истеричности;
  3. цереброастенический синдром – плохой сон, перепады настроения, метеозависимость;
  4. эпилепсия, ДЦП, гидроцефалия – патологии, которые развиваются при особо тяжелых поражениях ЦНС.

Нервные заболевания у детей

Нервные заболевания у детей зарождаются в раннем возрасте. Причины бывают самые разные, а последствия могут принести в более позднем возрасте серьезные проблемы со здоровьем. Поэтому важно своевременно, как только у ребенка появились малейшие нарушения в речи, движениях, мимике, обратиться ко врачу.

Неврологические заболевания у детей, как правило, напрямую зависят от окружающей его атмосферы: отношения с родителями, сверстниками, воспитателями. Необходимо следить за эмоциональным состоянием ребенка, регулярно проходить с ним медицинские обследования, поскольку заболевания нервной системы у детей проще лечить на начальной стадии.

На это направлена отдельная область медицины – детская неврология.

Нервные заболевания у детей зарождаются в раннем возрасте. Причины бывают самые разные, а последствия могут принести в более позднем возрасте серьезные проблемы со здоровьем. Поэтому важно своевременно, как только у ребенка появились малейшие нарушения в речи, движениях, мимике, обратиться ко врачу.

Неврологические заболевания у детей, как правило, напрямую зависят от окружающей его атмосферы: отношения с родителями, сверстниками, воспитателями. Необходимо следить за эмоциональным состоянием ребенка, регулярно проходить с ним медицинские обследования, поскольку заболевания нервной системы у детей проще лечить на начальной стадии.

На это направлена отдельная область медицины – детская неврология.

Причины и последствия

Среди причин, вызывающих нервные болезни у детей, можно выделить две группы.

  1. Внешние факторы. Это то, с чем сталкивается ребенок в своей повседневной жизни:
    • взаимоотношения в семье;
    • общение с ровесниками;
    • атмосфера в детском саду, школе, кружках;
    • экологическая обстановка.
  2. Внутренние факторы. К ним относятся мыслительные процессы, то, что затрагивает ребенка:
    • стрессы, депрессии, угнетенное состояние;
    • генетическая предрасположенность;
    • склад характера: чрезмерная эмоциональность;
    • болезни головного мозга, внутренних органов, травмы, инфекции, низкий иммунитет.

Симптомы

Болезни нервной системы у детей могут проявить себя не сразу. Они возникают и под воздействием нескольких факторов. Причины накладываются друг на друга и в результате проявляют себя.

Последствия сказываются уже во взрослой жизни. Детские болезни нервной системы перерастают в серьезные неврозы, вылечить которые намного сложнее.

Например, всевозможные нарушения в работе психомоторного аппарата.

Симптомы нарушений выражаются по-разному. Они могут проявляться в периодическом подергивании ребенка, моргании, пожимании плечами. Такие сокращения затрагивают мышцы ног, рук, лица.

Характерной симптоматикой, характеризующей неврологические болезни у детей, являются повторяющиеся действия: постукивание, хождение из одной стороны в другую, перекладывание предмета.

Среди симптомов выделяются также различные причмокивания, покашливание, посапывание.

К главным симптомам, указывающим на нервные заболевания у детей, относятся:

  1. обмороки,
  2. бессонница,
  3. энурез,
  4. плохой аппетит,
  5. тик,
  6. ипохондрия,
  7. головная боль.

Диагностика и лечение

Неврологические заболевания у детей диагностируются в несколько этапов. В первую очередь доктор проводит опрос ребенка и его родителей, записывая не только данные о состоянии здоровья ребенка, но и о том, как проходила беременность и каков образ жизни пациента. Все это позволяет составить полную картину нарушений и подобрать эффективное лечение.

Нервные заболевания у детей центральной и периферической нервной системы вылечить могут только квалифицированные специалисты. Заниматься самолечением опасно.

После обследования детский невролог составляет индивидуально подобранный план лечения, который включает в себя применение препаратов и прохождение лечебных процедур.

При необходимости назначается диспансер, где проводится медицинская реабилитация детей. Методы лечения зависят от возраста пациента.

Детские неврологические болезни могут никак себя не обнаруживать, поэтому стоит регулярно проходить осмотры у специалистов. У детей до года диагностируются такие патологии, как перинатальная энцефалопатия, повышенное внутричерепное давление, мышечные гипертонии и гипотонии.

Для дошкольного возраста характерны проблемы, связанные с адаптацией в социуме. У ребенка могут появиться страхи, депрессия, гиповозбудимость. Справиться со всеми отклонениями поможет доктор.

Детские заболевания нервной системы у подростков проявляются в синдроме дефицита внимания, гиперактивности, эпилепсии и других нарушениях, возникающих из-за проблем в учебе, общении с окружающими.

Читайте также:  20 проблем со здоровьем, вызванных дефицитом серотонина

Как укрепить нервную систему ребёнка

Физиологической особенностью нервной системы ребенка является слабость и несовершенство ее регуляции. Речь идет о детях до пяти лет.

Именно поэтому они не могут сдерживать своих эмоций, бурно реагируют на обиды, долго переживают по поводу неприятных для них событий. Им весьма трудно сидеть на одном месте и заниматься монотонными делами.

Как же укрепить нервную систему ребенка? Какие методы могут помочь в этом?

Каждый ребенок до года становится личностью, ведь рождается он просто индивидуумом, вначале отождествляемым со своей мамой. Развитие и общение, проявление генетических факторов, познание внешнего мира формирует в крохе тип нервной системы. Их есть четыре.

Дети с сангвиническим типом энергичны, всегда в движении, полны сил, легко переключаются с одного вида занятий на другие. Флегматики по сравнению с сангвиниками более медленны. Они спокойные и уравновешенные. Холерики — самые быстрые дети, энергичные, им трудно контролировать себя.

Именно малышам с холерическим типом нервной системы характерны вспышки гнева и быстрые смены настроения.

Меланхолики — это застенчивые, медлительные, скромные дети. Они обидчивы, часто одиноки и боязливы.

Психологи советуют родителям определиться с типом нервной системы своего чада и учитывать его в процессе воспитания. Так, к примеру, резкие и громкие запреты не должны звучать в сторону меланхоликов.

А с холериками порой можно применять жесткие методы контроля, потому что спокойные замечания они порой и не слышат.

Есть много способов укрепления нервной системы ребенка вне зависимости от ее типа. Они направлены на успокоение, улучшение эмоционального и психического состояния девочки или мальчика.

Главное, по мнению психологов, чтобы детей окружали уравновешенные и мудрые взрослые, которые по пустякам не повышают голос и обладают терпением по отношению к ребенку.

Итак, вот простые и доступные всем родителям способы укрепления нервной системы детей:

  1. Положительные эмоции. Контроль настроения ребенка — важная составляющая его физиологического и нервного состояния. Катание на мяче, совместное выполнение утренней зарядки, прогулки, походы в зоопарк дарят малышу положительные эмоции и поддерживают хорошее настроение. Есть множество занятий, которые нравятся ребенку, развивают его и придают уверенность в себе, благотворно влияя на нервную систему.
  2. Расслабляющий массаж. Его выполняют с использованием масел лаванды, мяты, мелиссы. Лучше, если манипуляцию сделает квалифицированный специалист. Обычно такие процедуры назначают легко возбудимым детям, тем, кто перенес нервные потрясения, утраты. Расслабляющий массаж длится около получаса и проводится курсом в 10-15 сеансов.
  3. Правильное питание. Оно является основой укрепления детской нервной системы. Диетологи акцентирую на том, чтобы в рационе ребенка не было сладких напитков, особенно газировки, полуфабрикатов, крепкого чая. Обязательным является наличие в меню жирных сортов рыбы, овсянки, масла сливочного, фасоли, кисломолочных продуктов, ягод, нежирной говядины. Иногда легко возбудимым детям рекомендуется прием поливитаминов. В таких комплексах есть все необходимые малышу суточные дозы витаминов и микроэлементов. Ведь, например, недостаток кальция в организме малыша — это не только негативное влияние на костную систему, а и возможные нервные тики, кожный зуд и даже судороги. Гиперактивность наблюдается у детей, в рационе которых не хватает магния, витаминов группы В.
  4. Физическая активность. Миелинизация (защита) нервных волокон ребенка связана с физическими нагрузками. Они тонизируют, улучшают настроение, придают бодрость. Прекрасно подходит для детей разного возраста плавание, для старшего — йога.
  5. Режим дня. С ним нервная система малыша функционирует как часики. Жизнь по распорядку, достаточное количество сна, прогулок и свежего воздуха, режим питания как нельзя лучше влияют на нервную и сердечно-сосудистую системы детей.

Итак, укрепление детской нервной системы целиком зависит от родителей, их внимания, знаний, заботы и мудрости.

Что такое тонус?

Мышечным тонусом принято считать степень напряжения мышц малыша. Его делят на нормальный, пониженный (гипотонус) и повышенный (гипертонус). Нормальным считается, если в состоянии покоя мышцы малыша расслаблены (или имеется небольшой тонус), а в активном состоянии они немного напряжены. Следует обратить внимание, если ребенок вяло шевелится — это может означать, что мышечный тонус у него пониженный. Или же, если малыш двигается слишком резко (как бы дергается) — это может означать, что мышечный тонус повышен. Обратите внимание, в случае постоянного снижения тонуса у малыша в первые сутки жизни, необходимо проверить ребенка на наличие инфекционных заболеваний или же обратить внимание на питание малыша (возможно, ему не хватает еды).

Мышечный тонус разделяют на симметричный и несимметричный. Согласно физиологическим особенностям тела человека (в том числе и детей) каждая часть тела как левая, так и правая может быть развита не одинаково, соответственно и тонус на каждой части тела может отличаться. Вам следует наблюдать за малышом, обращать внимание какой ручкой он тянется за погремушкой, или через какую сторону переворачивается на живот. Если у него есть «любимый бок» или «любимая ручка» обратите внимание специалиста при следующем визите в поликлинику. Данный факт не является патологией, но понаблюдать нужно, а врач подскажет как правильно себя вести.

Осмотр младенца должен проводиться в теплом помещении, ребенок при этом должен быть накормлен, сухим и в бодром состоянии, чтобы специалист мог правильно оценить тонус малыша. Любой дискомфорт заставит карапуза нервничать, что обязательно приведет к повышенному мышечному тонусу. А если малыш спал, и его пришлось разбудить для осмотра, его тонус мышц может быть понижен.

Важно знать: Различные изменения тонуса могут быть проявлением возрастной незрелости нервной системы, которая приходит в норму со временем. При этом особого лечения, тем более медикаментозного не требуется. Лечащий врач может назначить курс массажа, который не является обязательным, но поможет мышцам прийти в норму.