Как тренировать память ребенку: эффективные методы

После изучения статьи, научитесь концентрироваться на важных делах, не обращая внимания на отвлекающие факторы. Ваша работоспособность возрастет.

Улучшение памяти у взрослых

Методики тренировки памяти для запоминания большого объема информации называются мнемотехникой. Она позволяет улучшить память очень быстро, буквально за 10 дней. Для этого требуется лишь уделять занятиям не менее получаса в день и тренироваться ежедневно.

Большинство методик основано на трех основных природных законах: повторение, ассоциация и эффект яркого переживания.

Начинать тренировки лучше всего с тренировки концентрации внимания. Это позволит подготовить мозг к восприятию дальнейшей информации. Самый простой тренинг по концентрации — движущаяся картинка.

Смотря на нее, необходимо сфокусировать взгляд так, чтобы картинка перестала двигаться. Удерживать взгляд нужно начиная с 5-10 секунд и доводя время до 15 минут. В это время ум должен быть свободен от мыслей, тело расслаблено.

Научившись должным образом концентрировать внимание, можно переходить к следующим этапам тренировки памяти. Здесь важно помнить о постепенности и дозированности упражнений. Не следует хвататься за все сразу и начинать делать все упражнения в одно время. Приступать к следующему заданию можно, лишь научившись хорошо выполнять предыдущее.

Несколько простых упражнений для тренировки памяти:

  1. 1. Зрительную память поможет развить запоминание лиц прохожих. Для этого, идя по улице, нужно постараться запомнить лицо всех, проходящих мимо, встречных. Придя домой, нужно присесть или прилечь в спокойной обстановке и постараться воспроизвести в памяти облик увиденных на прогулке людей.
  2. 2. Улучшить звуковое запоминание хорошо способствует заучивание вслух стихов или песен. Проделывать это лучше в одиночестве, чтобы не испытывать лишней неловкости.
  3. 3. Тренировать обонятельную память можно, нюхая различные виды духов (в парфюмерном магазине, к примеру) или других ароматических средств. Через некоторое время нужно попытаться вспомнить все запахи и соответствующие названия духов.
  4. 4. Еще один простой способ улучшения работы памяти — запоминать числа. Нужно постараться запомнить телефонные номера друзей и знакомых и затем воспроизвести их.

Последовательное выполнение всех упражнений позволит довести систему запоминания до автоматизма. Уже не нужно будет напрягаться и пытаться заучить нужные сведения. Запоминание будет происходить само по себе и даже по прошествии времени необходимая информация всплывет в сознании.

Типы памяти

Собираясь тренировать способность запоминать, нужно понимать, как она работает. По времени и особенности хранения моментов память можно разделить на четыре типа:

  •        Непосредственная. Когда все происходящее вокруг забывается практически сразу.
  •        Кратковременная. Информация в этом случае не хранится больше 30-40 секунд.
  •        Долговременная. Все наши воспоминания из детства, путешествий или прошлого — результат активности этого типа.
  •        Скользящая. Это удобный способ хранит информацию нужное нам количество времени.

Особенности памяти дошкольников и младших школьников

Детская память нуждается в особом подходе. Особенности восприятия и запоминания информации зависят от возрастного периода. Рассмотрим разницу между дошкольниками и ребятами, которые учатся в начальной школе.

Дошкольников можно разделить на несколько возрастных групп.

  1. С 1 года до 2 лет совершенствуется нервная система малыша, а после 2 лет преобладает зрительная память. Возникают первые воспоминания, связанные с визуальными факторами.
  2. С 2 до 4 лет ребенок работает с механическим запоминанием деталей окружающего мира, повторяя слова и действия вслед за родителями. Также улучшается двигательная память.
  3. С 4 до 6 лет малыш начинает опираться на непроизвольную память, основанную на личных впечатлениях.
Особенности памяти дошкольников и младших школьников

Школьникам (особенно первоклассникам) тяжело направлять силу воли на запоминание. Доминирует непроизвольная память, основанная на новизне. Знания лучше всего воспринимаются малышом при непосредственном контакте с учителем. Одной из основных задач начальной школы является совершенствование произвольной, осознанной памяти.

Образная и эмоциональная память становятся ведущими. Через эти каналы восприятия ребенок будет усваивать азы математики, языков, естественных наук. Полностью полагаться на эмоциональную память нельзя: в стрессовой ситуации дети не смогут воспроизвести полученные знания, потому что сфера чувств будет заторможена.

Педагоги и родители должны понемногу вводить в программу занятий упражнения для развития логической, образной памяти. Именно она свойственна взрослым. Однако о других вариантах забывать тоже не стоит.

Читайте также:  ЛФК при спондилоартрозе пояснично-крестцового отдела

Игры и упражнения на развитие памяти у детей

Упражнения для мозга – не всегда скучное повторение одного и того же. Маленький дети очень не любят, когда им говорят: давай учить. Давай поиграем, их устраивает куда больше.

Простые игры для развития памяти

Игра «Спрячь предмет», очень нравится малышам. Разложите на столе, полу, кровати несколько игрушек. Для детей 2-3 лет не больше пяти. Для деток постарше можно и шесть, семь.

Дайте ребенку возможность хорошенько их рассмотреть. Для того чтобы запомнить информацию, мозгу требуется не менее восьми секунд.

Потом малыш должен выйти из комнаты или закрыть глаза. Вы можете завязать их шарфом, как для игры в жмурки. Быстро прячете одну или две вещи, а ребенок должен ответить чего не хватает.

Игры и упражнения на развитие памяти у детей

Играя, меняйтесь местами, дайте сыну или дочери возможность быть ведущим. Так вы подогреете детский интерес к занятию.

Еще один способ развить память – ассоциации. С ее помощью легче будет запомнить новое. Если вы учите фрукты или овощи, предложите ребенку рассказать, что ему напоминает яблоко, помидор или картошка. Можно просто называть предметы уже знакомые малышу и предлагать вместе назвать свои ассоциации.

Визуализация тоже помогает натренировать память. Предложите ребенку описать по памяти предмет. Например, мяч. Он большой, красный, с рисунком, на что похож? Чем больше малыш расскажет, тем лучше.

Игра в вопросы. Задавайте ребенку вопросы для тренировки памяти. А помнишь, как мы ходили гулять в парк на выходных? А что мы там делали? А какая была погода?

Игра «Мой день». Предложите сыну или дочери вспомнить, как прошел их день с утра. Что делали утром в саду, во что играли днем, вечером? Меняйтесь ролями, пусть ребенок спрашивает о вашем дне.

упражнения для ясности ума и памяти

Возраст человека выдает не только его внешний вид, но способ рассуждения, состояние ума и памяти.

Чтобы поддерживать работу головного мозга на должном уровне, необходимо постоянное что-то изучать и развиваться. Самое простое, что можно сделать для его тренировки, это проделывать специальные упражнения.

Ниже будут представлены 4 простые «задачки» для сохранения трезвости ума и поддержания хорошей памяти.

Упражнения для головного мозга

Упражнение 1 — Разноцветный текст

Посмотрите на разноцветный текст, представленный ниже. Как вы видите, он состоит из перечня цветов, но слова не соответствуют действительности. Ваша задача заключается в том, чтобы называть вслух цвет, которым написан текст. Как только вы дойдете до конца, задание стоит повторить, но уже с конца списка.

По началу данное упражнение будет даваться с трудом. Затруднения возникают по причине того, что за восприятие текста и цвета отвечают разные полушария головного мозга.

Польза упражнения для ума

Помогает сформировать новые связи между полушариями, улучшает концентрацию и внимательность. К тому же, упражнение служит эффективной профилактикой болезни Альцгеймера.

Упражнение 2 — Таблица Шульте

Найдите число 19. Сконцентрируйте на нем свое внимание на некоторое время. После этого оторвите от нее взгляд, и начинайте находить числа от 1 по возрастающей.

Для регулярного выполнения этого упражнения для развития ума, рекомендуется самостоятельно рисовать таблицу, а числа ставить в любом порядке.

Польза упражнения для ума и памяти

Повышает вашу скорость восприятия поступающей информации, и ее обработки. Также оно способствует развитию периферийного зрения.

Упражнение 3 — Знаки пальцами

Сложите пальцы на правой руке в знак «мир», на левой — «ок». Ваша задача заключается в том, чтобы одновременно менять положение пальцев на обеих руках. То есть на правой был «мир» — стал «ок», на левой — был «ок» — стал «мир». Повторяйте упражнение 10 – 15 раз.

Чтобы немного облегчить ситуацию, начинайте выполнять упражнение не спеша, постепенно ускоряясь.

Польза упражнения для ума

Включает одновременное взаимодействие правого и левого полушария, повышает способность быстро переключаться с одной задачи на другую, а также тренирует внимательность.

Упражнение 4 — Синхронное письмо

Это упражнение по своему принципу схоже с предыдущим.

Возьмите 2 листа бумаги и 2 карандаша (или 2 ручки). Одновременно рисуйте различные фигуры. Можно писать слова, но чтобы они были одинаковы по количеству символов.

Польза упражнения для ума

Помогает справляться с решением сразу нескольких задач, стимулирует одновременную работу правого и левого полушария.

Для получения быстрого и положительного эффекта уделяйте представленным упражнениям для ума и памяти 20 – 30 мин 2 – 3 раза в день. Выполнять их стоит до тех пор, пока они не дойдут до автоматического исполнения.

Как только они стали даваться вам с легкостью, переходите к другим задачкам. Рекомендуем ознакомиться со статьей «Синхронизация полушарий головного мозга» и методом «Ключ» Хасая Алиева.

Читайте также:  Как лечить паралич лицевого нерва — может ли повториться

Кроме того, стоит уделить должное внимание своему рациону питания, если хотите сохранить память и трезвый ум долгие годы.

А вы тренируете свой мозг? Каким способом?

Улучшаем концентрацию и память

Отличные способы, которые я проверила на себе, теперь могу смело рекомендовать вам. Только попробуйте и, спустя время, ощутите потрясающий результат!

  1. Выбираете цвета. На рабочем месте настоятельно рекомендуется избегать ярких оттенков. При длительной монотонной работе спасет синий и зеленый цвет. Красного цвета стоит избегать. Он является возбуждающим и не дает человеку сконцентрироваться. Безусловно, вы не сможете обустроить рабочий кабинет по-своему вкусу. Но придать необходимые оттенки рабочему столу вполне реально. Не забывайте и про спальню. Ее цвета должны быть расслабляющими.
  2. Называете цвета правильно. Отличная тренировка для мозга. Я помню, мы еще в школе увлекались подобным развлечением. И оказывается, оно несет много пользы. Возьмите фломастеры и напишите на листе бумаги цвета, но другими оттенками фломастера. Написать несложно. А вот прочесть их потом несколько затруднительно. Задание очень увлекательное. Оно помогает развить память и внимание, как у ребенка, так и у взрослого.
  3. Избегаете переключения мыслей. Мы всегда легко перескакиваем с одной мысли на другую. Только сели работать, услышали разговор коллег, и уже целиком и полностью наше внимание там. Или запах еды дошел из столовой, и о каких делах может идти речь. Важно ловить себя на таких моментах и вовремя переключать обратно. Скажите себе, что после завершения дел, обязательно вернетесь к тому, что вас отвлекло. Если, конечно, это было важно.
  4. Учитесь сосредотачиваться. Лист бумаги и ручка вам в этом помогут. В течение двух минут следите за секундной стрелкой часов. Потом две минуты рисуйте на листе прямую линию. Просто рисуйте. Ни о чем не думайте. В голове возникла мысль? Нарисовали петлю и снова принялись за линию. Через пару недель будет заметный прогресс. И количество петель резко сократится.
  5. Работаете в спокойной и комфортной обстановке. Стараетесь заниматься своими делами в тихом помещении.

Что еще можно сделать?

Дорогие друзья! Советы в статье действительно мощные, но у вас есть еще более эффективный способ прокачать свое внимание. Слышали про Wikium? Если нет, то это огромная компания профессиональных и харизматичных людей, которые учат людей тренировать свой мозг, память, внимание, харизму и многое другое. У них на сайте можно абсолютно бесплатно проходить онлайн-тесты и с каждым днем прокачивать себя. Я сама постоянно у них тренируюсь и даже приобрела несколько курсов.

У этих ребят, на мой взгляд, нету достойных конкурентов в этой теме. Чтобы вот кто-то брал и так комплексно обучал всяким полезностям. Но сегодня тема нашей статьи — память и внимание, и поэтому я просто ни могу не предложить вам мегаполезный онлайн-курс.

15-дневный онлайн-курс «Развитие внимания» — это супермощная программа, направленная на прокачку внимания, от ведущих специалистов в области нейропсихологии и когнитивной психологии.

Также посмотрите это видео, чтобы врубиться, что это за обучение и что оно вам даст.

Упражнение "слов"

Для проведения такого упражнения не требуется никакого дополнительного оборудования. Необходимо в медленном темпе произнести 10 слов и попросить ребенка повторить те, которые он запомнил. Лучше такое упражнение проводить с небольшой группой детей.

Можно провести проверку индивидуальных результатов каждого ребенка или сделать это коллективно. В таком случае один ученик называет все слова, которые он запомнил, а 2-3 его одноклассника должны добавить все недостающие.

У этого упражнения есть несколько различных интерпретаций. Можно провести ее в виде командного соревнования. Дети делятся на две группы. После прослушивания всех слов, команды по очереди должны называть по одному из услышанных слов. Выигрывает та команда, которая вспомнит и назовет большее количество слов.

Еще один вариант предполагает добавление в озвученный ранее список лишнее слово. Сначала учитель произносит 10 слов. После этого он произносит их еще раз, но уже в другой последовательности. Затем он снова произносит слова, меняя их последовательность и добавляя в перечень какое-либо ранее не звучавшее слово. Дети должны определить это лишнее слово.

Также можно в этом упражнении предложить детям не просто называть все слова, которые они после прослушивания запомнили, а еще и распределить их по родовым признакам. Например, после озвучивания ряда слов нужно попросить школьников повторить те из них, которые обозначают одежду, транспорт и т.д. Или можно предложить им назвать услышанные слова, объединив их в пары (тарелка — ложка, медведь — берлога и т.д.).

Для того чтобы заинтересовать ребят ходом упражнения, можно организовать его в виде игры в «Магазин». Учитель говорит фразу: «Сегодня в моем магазине продается …, …». После этого детям предлагается назвать, что они хотят купить. Все слова, которые вспомнит ребенок, будут считаться его покупкой.

Читайте также:  Атаксия: потеря равновесия – только вершина айсберга

Препараты, улучшающие память

Ситуация самостоятельного диагностирования и назначения лечения приводит к плачевным последствиям. Даже опытный фармацевт не будет абсолютно компетентен в этом вопросе и не назначит адекватного лечения. Не говоря уже о случаях самолечения по совету друзей и знакомых.

Если человек чувствует серьёзные деструктивные изменения в операциях памяти (частые и глобальные ухудшения в процессе запоминания элементарных и недавних явлений, событий, информаций), тогда самым оптимальным и верным способом становится помощь врача.

Для начала – обращение к терапевту, который определит дальнейшую траекторию борьбы с проблемой.

В большинстве случаев назначают препараты двух типов:

  1. Отпускаемые по рецепту – ноотропил, церебролизин, пикамилон;
  2. Безрецептурные – билобил, Гинго Билоба, глицин.

Даже если препарат доступен в аптеке без рецепта врача, употребление его начинать следует только после тщательного знакомства со всеми пунктами инструкции по применению.

Идеи, позволяющие ускорить работу мозга

Выполняя следующие рекомендации, можно значительно улучшить качество запоминания информации:

  1. Периодически нужно что-либо менять в повседневной деятельности. Можно посещать новые интересные места или выбрать другой маршрут на работу. Деятельность, которой ранее человек не занимался, заставит мозг развиваться, будет способствовать формированию и укреплению новых нейронных связей.
  2. Важно регулярно делать упражнения, улучшающие кровообращение мозга. Для этого необходимо разогреть кисти рук между собой, далее растереть виски, лоб, уши. Затем, легкими круговыми движениями промассировать всю голову.
  3. Давайте своему мозгу отдохнуть каждый день хотя бы на 15 минут. Расслабляться стоит в спокойном месте с приглушенным светом.
  4. Нужно больше двигаться, желательно на свежем воздухе.
  5. Если необходимо запомнить какую-либо информацию, следует изучить ее перед сном. Во сне подсознание лучше обрабатывает полученный материал.
  6. Стараться не использовать калькулятор, если необходимо что-либо решить. При регулярном вычислении в уме память с каждым разом тренируется все больше.
  7. Не стоит забивать свой ум ненужной информацией.
  8. Чтение книг, изучение иностранных языков, запоминание стихов и беседы на различные темы — вот, что существенно помогает улучшать память и мышление.

Важно! Для более качественного запоминания иностранного слова, следует его перевести и придумать яркую ассоциацию к нему.

«Пикамилон»

Ноотропный препарат, является корректором мозгового кровообращения. «Пикамилон» оказывает антиоксидантное, а также транквилизирующее и психостимулирующее воздействие.

Препарат помогает расширить кровеносные сосуды головного мозга. Таблетки обладают успокаивающими, а также антиагрегантными и антиоксидантными свойствами.

Активный компонент лекарственного средства улучшает функционирование головного мозга:

  • повышает концентрацию внимания;
  • улучшает умственную деятельность, память;
  • помогает стабилизировать мозгового кровообращения и насыщения тканей мозга кислородом.

Назначают лекарство от потери памяти пожилому человеку для нормализации сна, устранения тревожности и страха, улучшения памяти.

Возрастные особенности развития памяти

Особенность развития памяти в раннем возрасте проявляется в повышенной обучаемости, необходимости запоминать большие объёмы информации для ориентации в мире, самообслуживания, понимания процессов жизни. Первый опыт ребёнок приобретает благодаря свойствам эмоциональной, двигательной и образной памяти.

Память необходима ребёнку для познания мира и является ключевой в приобретении опыта и новых навыков. Память раннего возраста непроизвольна, запоминание происходит без особых усилий со стороны ребёнка, поэтому не имеет смысла говорить «запомни», постепенно поймёт — и информация отложится на подкорке головного мозга.

Часто дети проявляют чудеса памяти в изучении стихов, запоминании сказок, считается, что хорошая память — это нормально для ребёнка, к тому же они живут эмоциями, что способствует запоминанию. Ребёнок проживает каждую сказку, рассказ, чувствует, как герои истории проходят приключения.

Особенности развития памяти в детском возрасте проявляются в запоминании действий, что повторяются — регулярные умывания, мытьё рук, процедура питания, прогулки, всё запоминается ребёнком, а позже и слова, которые наиболее часто слышит, происходит мысленная привязка к действиям. Обычно взрослый человек помнит о детстве примерно с трёх лет, именно в этом возрасте ребёнок начинает выделять себя, как отдельного субъекта мира, запоминать события жизни.

Большая часть информации, полученная в детском возрасте, переходит в долговременную память, помогая человеку жить. В психологическом плане также очень важны первые годы, когда ребёнок чувствует любовь, заботу, поддержку близких, помощь в проявлении самостоятельности. В обратных случаях могут быть сложности с социализацией и нарушением программы жизни (сложности в построении семьи, рождении детей).

Психологические особенности развития памяти детей проявляются в использовании образного мышления и памяти, после четырёх лет проявляется возможность памяти произвольной, что лучше всего проявляется в игровой форме. Они могут уже повторять, запоминать стихи. В школьном возрасте осваивают новые способы запоминания — обобщение, классификация. Используют построение планов и пересказы для запоминания.