Как развить память у ребенка дошкольного и школьного возраста

Читайте подробней о том, как развивать интеллект ребенка — в статье по ссылке.

Особенности памяти ЗПР

У детей с диагностированной задержкой развития ЦНС отмечаются специфические особенности памяти, а именно, ограниченный объем долговременной и оперативной памяти. Как следствие – сниженная способность воспринимать, запоминать и пользоваться полученной информацией. Ребенок не полностью воспринимает информационный поток и после прослушивания не может повторить и 25%.

Стоит отметить, что графическая информация запоминается намного лучше, чем словесная. В процессе исследований педиатры и психологи пришли к выводу, что разные техники запоминания значительно улучшают мнемонические способности у пациентов с диагнозом ЗПР.

Особенности памяти ЗПР

Статья в тему: Внимание у детей с ЗПР

Особенности процессов запоминания у младших школьников

Механическая память или осмысленное запоминание?

Интересный вопрос, с которым наверняка столкнутся родители в процессе занятий с ребёнком. Механическое запоминание, другими словами «зубрёжка», не считается успешным способом тренировки памяти, и не пользуется популярностью у педагогов и родителей. Совершенно справедливо считается, что хорошо запоминается то, что было проанализировано, осмыслено и стало понятно ребёнку.

Однако есть интересный нюанс: у детей 2-3 лет в силу особенностей их развития, преобладает механическая память, например, начиная повторять за взрослыми отдельные строфы и четверостишия, они зачастую не до конца понимают их смысл. При этом малышам очень нравится темп и рифма стихов, поэтому они с удовольствием декламируют понравившиеся строчки.

Этой особенностью детской памяти успешно пользуются преподаватели иностранных языков, именно поэтому считается, что обучение языкам будет эффективно, если оно начато в самом раннем возрасте.

Постепенно механическое запоминание вытесняется осмысленным, и уже у младших школьников потребность в заучивании и «зубрёжке» должна быть относительно невелика. Однако определённые элементы механического запоминания будут актуальны ещё какое-то время на уроках иностранного языка.

Важно: Необходимо следить за уровнем словарного запаса дошкольников и младших школьников, так как его недостаточность может стимулировать потребность в слепом «заучивании», а не в объяснении того или иного явления своими словами.

Подробней о том, как развивать словарный запас ребенка — читайте по ссылке.

Особенности процессов запоминания у младших школьников

Повторение – мать учения?

Многие педагоги считают эффективным такой метод тренировки памяти, как многократное повторение. Метод этот действительно доступен и прост, однако его активное использование вызовет у младших школьников скуку и нежелание выполнять одни и те же задания несколько раз. Между тем очень важно, чтобы именно в начальной школе у детей сохранялся живой интерес к процессу обучения. Поэтому задания на повторение для младших школьников должны быть разнообразны и содержать элементы игры.

Читайте также:  Заложенность ушей при простуде: насколько это опасно?

Дополнительные материалы

Эти книги помогут не только понять как работает память но и дадут практические методики для ее тренировки. Его книги и рабочие тетради будут интересны и детям и взрослым. Японская система развития интеллекта и памяти, много интересных упражнений, советов по тренировке, хорошее оформление. Сразу несколько издательств публикуют его книги. Его методика великолепна, проверьте сами.

Вторая не менее интересная методика развития памяти от Екатерины Додоновой будет интересна родителям детей школьного возраста, чтобы помочь им быстро запоминать и хорошо учиться. В книге даны инструкции по тренировке памяти и скорочтению.

  • Серия книг от Рюта Кавашима.
  • Книга Екатерины Додоновой «100% отличник. Метод, который поможет ребенку быстро запоминать и легко учиться»

Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста

Дошкольный период является одним из наиболее благоприятным периодом для развития памяти. Характеризуется рядом особенностей – развитием мышления, восприятия, целевой определенности, количеству впитываемой информации, временем ее хранения и воспроизведения. У детей дошкольного возраста превалирует непроизвольная память, когда они запоминают лишь то, на что направлено их внимание, а также то, что вызывает наибольшую эмоцию.

В этот период дети отличаются развитием речевой активности, происходит накопление новых слов и выражений, что влияет на качество впитывания новой информации. Отсюда точные воспроизведения стихотворений, отрывок сказок, речи родителей и прочее. Важную роль отыгрывает ассоциативный способ запоминания, когда новый полученный опыт сравнивается с предыдущим, формируя новые знания и понятия.

Именно дети дошкольного возраста способны запоминать конкретные ситуации, а позже детализировано их рассказывать. Это и есть активная работа образной памяти, которая является сильным инструментом общего развития ребенка. Помните, что без должной поддержки, а также стимуляции педагогов и родителей, ребенку будет непросто развить в себе достойные характеристики запоминания. Старайтесь заинтересовывать ребенка в исследовании окружающего мира и получения новой информации, предлагая ему включать всевозможные виды памяти.

Так, исследование новых предметов будет развивать зрительную и осязательную память, чтение сказок или прослушивание музыки – слуховую, а рассказы взрослых – словесно-логическую.

Большую роль в развитии памяти дошкольника имеет его личная заинтересованность к событиям, явлениям и объектам. В связи с этим педагоги стараются создавать развивающуюся атмосферу на основе игры, придумывая различные мотивации. Например, предлагая ребенку довести сказочного героя до пункта назначения, останавливаясь у светофора, и изучая названия цветов.

Не забывайте про соблюдение дневных режимов, а также выбирайте способы развития памяти исходя из умений ребенка, чтобы не перегружать его. Чрезмерное поглощение информации не сделает ваше чадо гением, а лишь отобьет желание обучаться новому.

Читайте также:  Как определить укус клеща, как впивается и как отличить

Авторские методики развития

Упражнения для развития памяти есть почти во всех методиках раннего развития (по крайней мере, во всех известных нам). Причем заниматься предлагают едва ли не с первых недель малыша! Попробуйте, вдруг вашему ребенку понравится!

Методика Гленна Домана

В этой знаменитой методике раннего развития есть и такое упражнение: ребенку показывают карточку с крупной надписью и изображением (либо без него). Мама или папа громко произносят написанное слово вслух. Сначала возьмите десять карточек, которые вы будете показывать три раза в день, не более двух секунд каждую. Каждые десять дней меняйте карточки, и так… целый год.

Родители нередко отмечают, что благодаря данной методике их дети начинают читать сказки уже с четырех лет и примерно в этом же возрасте пробуют писать.

Примечание: у методики есть и противники, чьи дети «не зачитали», несмотря на демонстрацию карточек. Кстати, и сами наборы с карточками тоже недешевые, комплект на год стоит около 13 тысяч рублей. Впрочем, никто не мешает вам поискать такие карточки б/у или даже нарисовать самим.

Методика Сесиль Лупан

Последовательница Гленна Домана развила и переосмыслила его приемы в работе с карточками. В частности, она заметила, что абстрактные надписи мало интересуют малышей. Поэтому она предлагает развесить по всему дому карточки с названиями знакомых ребенку предметов обихода – на кровати должна висеть табличка с надписью «кровать», на столе – «стол», на стуле «стул». В отличие от Гленна Домана, который рекомендует делать надписи красными, Сесиль советует делать гласные буквы – красными, а согласные – черными. Ну и, разумеется, периодически обращать внимание ребенка на табличку, зачитывая написанное слово.

Примечание: на первый взгляд, методики раннего обучения чтению кажутся не связанными с развитием памяти, на деле именно приемы Домана направлены на чистое запоминание графического образа слова и предмета – ведь ребенок при этом не читает ни по слогам, ни даже по буквам. Попробуйте выучить таким образом десяток слов, к примеру, на грузинском или японском – и вы поймете, какого напряжения памяти это стоит!

Подготовила Елена Афанасьева о детях от 1 до 3 лет, о детях от 4 до 7 лет

Развитие памяти в 10–лет

В 12 лет происходит наивысший этап развития логики и памяти у детей. Родителям следует продолжать занятия, дальше развивая внимание и интеллектуальные способности своих отпрысков. Острый вопрос как научить ребенка пересказывать в возрасте 8–12 лет можно устранить простым, но очень эффективным способом – читать больше книг. Ребенок должен меньше времени проводить за компьютером и телевизором, больше читать, играть с друзьями, рисовать.

Читайте также:  Генерализованная эпилепсия — формы приступов

Улучшить и развить память поможет занятие спортом. Освоение новых навыков натренирует и улучшит память намного эффективнее. Вид спорта должен нравиться ребенку, если нет желания заниматься, попробуйте отдать его в музыкальную школу.

Хорошей привычкой считается заучивание наизусть стихов или прозы. Ребенок должен периодически выучивать новые стихи и рассказывать их родителям. Есть много развивающих игр, которые помогут улучшить внимание и словарный запас, это «Судоку», «Эрудит», «Монополия». Главное для родителей это найти общий язык со своими детьми, делать с ними домашнее задание, регулярно выполнять занятия в виде игры и проблема запоминания сама сойдет на нет.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Какие понадобятся витамины для школьников для улучшения физического и умственного состояния?

Конечно же, витамины ребенок должен получать из натурального полезного питания. Кроме этого, он должен полноценно отдыхать, заниматься спортом, чтобы всегда быть в тонусе.

Подросткам нужны витамины, улучшающие умственные способности и физическое развитие:

  1. Витамин D. Этот витамин улучшает функцию краткосрочной памяти. А также участвует в усвоении фтора и кальция. С помощью его, витамины и минералы быстрее попадают в кровь и усваиваются организмом. Препятствует появлению атеросклероза, улучшает состояние костей и зубов. Эти витамины для памяти школьникам присутствуют в говяжьей и свиной печени, яичных желтках, рыбе, молочных продуктах, картофеле.
  2. Витамины группы В. Особенно на эти витамины нужно обратить внимание родителям воспитанников начальных классов. Совсем еще маленьким деткам, которые недавно ходили в садик, тяжело долго концентрировать свое внимание на чем-то одном. С помощью витаминов В1, В2, В3, В6, В12 и фолиевой кислоты эмоциональное состояние улучшится. Кроме этого, они полезны и для подростков, которым необходимо держать в голове большой объем информации, так как формируют крепкую память и улучшают внимание. Эти витамины для мозга школьников есть в говяжьей печени, грибах, кедровых орехах, фасоли.
  3. Витамин С. Самая большая его заслуга — он помогает усвоиться витаминам группы В. Кроме этого укрепляет память ребенка, бережет зрение. В народе считается «местным иммуностимулятором». Поддерживает иммунитет, сохраняет здоровье. Эти витамины для улучшения памяти школьникам присутствуют в черной смородине, шиповнике, болгарском перце, лимоне.
  4. Ретинол. Также помогает не разболеться в разгар простуд, как и витамин С. Укрепляет зрение, ногти, зубы, скелет. На столе у школьников обязательно должны быть продукты, богатые ретинолом: яйца, рыба, огурцы, кабачки, печень.
  5. Витамин Е. Улучшает концентрацию внимания. Орехи, курага, облепиха содержат этот витамин в достаточном количестве.
Какие понадобятся витамины для школьников для улучшения физического и умственного состояния?

Кроме этого, нельзя забывать и о минералах, которые тоже должны входить в ежедневный рацион школьника: хром, йод, молибден, кальций, омега-3 жирные кислоты.