Детский церебральный паралич: причины и формы

Распространённость детского церебрального паралича среди новорождённых: 2 к 1000 живорождённых (у мальчиков чаще в 1,33 раза)[3].

Прививки и детский церебральный паралич

В последнее время многие родители жалуются на то, что у вполне здорового ребенка после вакцинации медики поставили диагноз: детский церебральный паралич. С вопросом: как прививки влияют на возникновение болезни? – я обратилась к врачу-педиатру детской поликлиники г. Томска Гошкодеря Тамаре Таиповне.

– Вакцинация в нашей стране предусмотрена законом, – говорит врач. Ставить своему малышу прививку или нет – дело добровольное. Осложнения часто возникают после вакцины АКДС, в которой присутствует реактогенный компонент от коклюша, но сказать, что именно он является причиной возникновения ДЦП, я не могу. В этой же вакцине – большая доза анатоксинов от дифтерии и столбняка, трудно сказать какой из элементов или их сочетание негативно повлияют на данный организм. У многих, кто не поставил эту прививку, при вспышке эпидемии дети заболели дифтерией, были даже смертельные исходы. Дело в том, что сам по себе химический компонент не может запустить тяжелую болезнь, может лишь вызвать реакцию на него других веществ, находящихся в том или ином организме. Ведь далеко не у всех родителей после одной и той же партии вакцины дети занемогли. При тщательном обследовании обнаруживается, что компонент вакцины вызвал нежелательную реакцию у тех детей, которые имели родовые травмы. У относительно здоровых детей – реакции не последовало. У ребенка с возникшим детским церебральным параличом лабораторные анализы показывают, что в организме «спал» цитомегаловирус. После его «пробуждения» каким-то из компонентов вакцины, вирус явился причиной поражения головного мозга, вследствие чего и развился паралич. Поэтому перед тем как делать прививку, необходимо сделать анализ на наличие инфекций, «дремлющих» в организме, и являющихся предпосылкой страшной болезни.

Признаки церебрального паралича у детей

Признаки церебрального паралича у детей

Ребенок учится держать головку, самостоятельно сидеть и ходить позже, чем нужно. Рефлексы, которые должны исчезнуть к 6-8 месяцам, сохраняются дольше. Иногда к 1,5 годам одна рука работает лучше, потому что другая половина тела слабее. Мышцы бывают и расслабленными и чересчур напряженными, из-за этого у конечностей неестественное состояние. Движения слишком резкие или медленные, часто неконтролируемые.

Признаки церебрального паралича у детей

Также выделяют следующие признаки развития детского церебрального паралича у ребенка:

Признаки церебрального паралича у детей
  • деформация скелета;
  • асимметричность конечностей;
  • умственная отсталость — у 30-50%;
  • нарушение слуха;
  • проблемы с речью;
  • нарушенное проглатывание;
  • неконтролируемое слюнотечение;
  • судороги — в 30% случаев;
  • близорукость или косоглазие — у 70%;
  • неконтролируемые мочеиспускание и испражнения.
Признаки церебрального паралича у детей

Признаки церебрального паралича у детей

Диагностика

Спастическая диплегия диагностируется детским неврологом с учётом консультационных заключений смежных специалистов (педиатра, детского офтальмолога, отоларинголога). Большое значение придаётся наличию в анамнезе указаний на патологию антенатального периода, недоношенность, родовую травму, асфиксию в родах. Перечень диагностических обследований включает:

Диагностика
  • Неврологический осмотр . Выявляет повышение мышечного тонуса по центральному типу, усиление сухожильных рефлексов (особенно коленных, ахилловых), клонус стоп, пирамидные стопные знаки Бабинского, Россолимо, гиперкинез, патологию черепных нервов.
  • Офтальмологический осмотр . Диагностирует страбизм, глазодвигательные расстройства. Визометрия определяет снижение остроты зрения. При офтальмоскопии могут обнаруживаться признаки атрофии зрительного нерва.
  • Консультацию отоларинголога с аудиометрией. Необходима для определения степени нарушений слуха.
  • Электроэнцефалографию . Отражает состояние биоэлектрической активности мозга. Эпилептиформные изменения нехарактерны.
  • Электронейромиографию . Назначается, чтобы дифференцировать болезнь Литтля от нервно-мышечных заболеваний.
  • Нейросонографию . При помощи УЗИ визуализируют церебральные структуры через открытый родничок. Методика позволяет исключить врождённые аномалии головного мозга, гидроцефалию, опухоли, церебральные кисты, посттравматические внутричерепные гематомы.
  • МРТ головного мозга . Проводится в диагностически сомнительных случаях детям с уже закрытым родничком. Более точно, чем УЗИ, отображает интракраниальные изменения.
  • Диагностику психического развития . В раннем возрасте осуществляется неврологом, позже — детским психиатром. Направлена на выявление ЗПР, олигофрении.
Диагностика

Болезнь Литтля дифференцируют от других форм ДЦП, аномалий развития ЦНС, прогрессирующих дегенеративных поражений ЦНС, наследственных болезней, дисметаболических заболеваний. В рамках дифдиагностики может потребоваться консультация генетика, исследование биохимического состава крови, мочи.

Диагностика

Диагностика

Лечение спастической диплегии

Специфическая этиопатогенетическая терапия ДЦП не разработана. Проводится медикаментозное и реабилитационное лечение, направленное на предотвращение осложнений, обучение навыкам самообслуживания, улучшение социальной адаптации. Медикаментозное лечение включает:

  • Сосудистые средства (циннаризин) — улучшают церебральное кровообращение, питание мозговых тканей.
  • Нейрометаболиты (глицин, пантотеновая кислота, тиамин, пиридоксин) — обеспечивают необходимые для функционирования ЦНС вещества.
  • Миорелаксанты (баклофен) — уменьшают мышечную спастику.
  • Ноотропы (пирацетам) — активизируют когнитивные функции.
  • Препараты ботулотоксина — вводятся внутримышечно для снятия спастического напряжения, предупреждения возникновения контрактур.

Реабилитационную терапию составляют:

  • Лечебная физкультура. Проводится врачом ЛФК и самостоятельно родителями пациента. Включает пассивные, активные движения, занятия на специальных тренажёрах. Необходима ежедневно для сохранения объёма движений, профилактики осложнений.
  • Массаж — улучшает кровоснабжение поражённых мышц. Миофасциальный массаж способствует расслаблению мускулатуры.
  • Коррекция нарушений речи . Проводятся логопедические занятия по коррекции дизартрии, логопедический массаж.
  • Коррекция нарушений психической сферы . Требуется в случае олигофрении. Осуществляется путём нейропсихологической коррекции, проведения занятий с психологом, дефектологом, игровой терапии. Обучение детей старшего возраста производится коррекционными педагогами в специализированных школах.