Атипичный аутизм у детей: симптомы, лечение и прогноз

РАС могут различаться по степени тяжести и по патогенетическим механизмам, что сильно влияет на клиническую картину, прогноз и социальную адаптацию.

Симптомы аутизма у детей

Детский аутизм, особенно, ранний аутизм (в возрасте до 2-х лет), имеет свои отличительные особенности, позволяющие заподозрить этот недуг. Ранние признаки аутизма таковы, что ребенок:

  • не откликается на свое имя;
  • равнодушен к маме и папе;
  • не смотрит в глаза собеседнику;
  • проявляет агрессию в отношении других детей;
  • играет в одиночестве;
  • любит играть с одной игрушкой;
  • необщителен;
  • крайне редко улыбается;
  • может постоянно повторять одно и то же слово;
  • испытывает задержку в развитии речи;
  • неадекватно реагирует на различные раздражители.

Следует отметить, что ряд перечисленных симптомов может быть обусловлен поведенческими и характерологическими особенностями младенца, но, тем не менее, при их появлении необходимо проконсультироваться у педиатра.

Связь кишечника и мозга при аутизме

Как уже упоминалось, недавние исследования подтверждают и подкрепляют теорию о том, что кишечник играет важную роль в развитии РАС. Согласно этому исследованию, опубликованному в журнале Autism Research:

"Люди с аутизмом обычно испытывают проблемы с желудочно-кишечным трактом, однако причина этого неизвестна. Мы сообщаем о кишечных симптомах у пациентов в ассоциированной с аутизмом мутации R451C, кодирующей белок нейролигин-3. Мы показываем, что многие из генов, вовлеченных в аутизм, экспрессируются в кишечнике мыши.

Читайте также: 

Мутация нейролигина-3 R451C изменяет кишечную нервную систему, вызывает желудочно-кишечную дисфункцию и нарушает популяцию кишечных микробов у мышей. Дисфункция кишечника при аутизме может быть связана с мутациями, которые влияют на коммуникацию нейронов."

Другими словами, генетические мутации, обнаруженные как в кишечнике, так и в мозге, могут быть основной причиной. Ранее было показано, что мутация в нейролигине-3 R451C изменяет синаптическую функцию в гиппокампе и коре, что приводит к ухудшению социального поведения.

Другое исследование показало, что мутации нейролигина-3 могут также задействовать «специализированные когнитивные способности», наблюдаемые у некоторых аутичных детей. Предыдущие исследования также связали мутацию с нарушением работы кишечника. Ведущий исследователь Элиза Хилл-Ярдин, доцент в Мельбурнском королевском технологическом институте в Австралии, рассказала Neuroscience News:

«Мы знаем, что мозг и кишечник имеют одни и те же нейроны, и теперь мы впервые подтвердили, что они также имеют генные мутации, связанные с аутизмом». До 90% людей, страдающих аутизмом, страдают от проблем с кишечником, которые могут оказать значительное влияние на повседневную жизнь их самих и родных.

Наши результаты показывают, что эти желудочно-кишечные проблемы могут происходить из-за тех же мутаций в генах, которые отвечают за проблемы мозга и поведения при аутизме. Это совершенно новый способ мышления для врачей, семей и исследователей, и он расширяет наши горизонты в поиске методов лечения, чтобы улучшить качество жизни людей с аутизмом».

Причины атипичного аутизма

Это расстройство возникает из-за сбоев в развитии отделов головного мозга. Однако точно неизвестно, чем оно вызвано и до сих пор нет средств, серьезно улучшающих состояние. Атипичный аутизм может сопровождать глубокую умственную отсталость. Иногда встречается у лиц с тяжелыми формами расстройств рецептивной речи. Это может быть полная слуховая невосприимчивость — афазия или сниженная способность восприятия речи при сохранении физического слуха.

Причины атипичного аутизма

Распространенность аутизма атипичной формы выражена в соотношении 2 случая расстройства на 10 000 населения, причем отмечается преимущественно у лиц мужского пола. Причины, вызывающие его неясны. В этиологии указывается, что присутствуют сведения о различных осложнениях во время беременности или родов.

Читайте также:  Последствия наркомании и алкоголизма

У многих людей с атипичным аутизмом наблюдают:

Причины атипичного аутизма
  • тремор;
  • судорожные явления;
  • неврологические симптомы.

Классификация аутизма

В настоящее время группа первазивных расстройств развития включает в себя аутизм. Синдром Ретта, синдром Аспергера, детское дезинтегративное расстройство имеют много сходных черт и признаков. Если у одного пациента присутствуют различные симптомы и признаки, то в этом случае ставится диагноз PDD-NOS, то есть неуточненное глубокое нарушение развития. Врачи неврологи и рефлексотерапевты, нейропсихологи часто ставят диагнозы: аутистическое расстройство, аутистическое поведение, аутистические черты характера, аутистическое расстройство личности. При аутизме детям часто ставят диагноз «ранний детский аутизм» (РДА). Есть и дифференциальные различия внутри группы расстройств аутистического спектра.

По функциональной активности головного мозга врачи выделяют низкофункциональный, среднефункциональный, высокофункциональный аутизм. Самые тяжелые функциональные нарушения наблюдаются при низкофункциональном типе.

Выделяют несиндромальный и синдромальный аутизм. При ярко выраженной тяжелой умственной отсталости наблюдается синдромальный аутизм.

Выделяется прогрессивный и регрессивный аутизм. При регрессивном типе малыш социальные навыки чаще теряет в возрасте от 1 года 3 месяцев до 3 лет.

По типу: аутизм 1 типа, 2 типа.

По возрасту пациента: аутизм у детей (детский), у подростков (подростковый), у взрослых (взрослый).

По степени тяжести: 1, 2, 3, 4, 5 степень. Легкий, средней степени тяжести, тяжелый.

Лечение аутизма и методики обучения детей, страдающих аутизмом

Аутизм не вылечивается полностью. Основной целью при лечении является помощь в формировании социальных контактов, повышение навыков самообслуживания. Хорошо зарекомендовали себя:

  • логопедическая терапия;
  • игровая и поведенческая терапия;
  • трудовая терапия;
  • семейная терапия;
  • использования различных моделей развития.

Коррекционная работа при аутизме направлена на прием психотропных, противосудорожных препаратов, антипсихотиков и антидепрессантов.

Обучаются дети аутисты отдельно от здоровых детей. Для них существуют специальные учреждения, где используются различные методики обучения.