Афазия моторная, сенсорна, амнестическая — симптомы, лечение

Афазия (aphasia; греч отрицательная приставка а- + phasis речь) — полная или частичная утрата понимания речи окружающих или (и) способности пользоваться собственной речью при сохранности слуха и функции артикуляционного аппарата. При А. наблюдается нарушение возможности использовать при общении и понимать языковые символы — асимболия. Выделяют амнестическую, моторную, сенсорную и тотальную А.

Медицинская библиотека

  • Акушерство и гинекология
  • Анатомия и физиология
  • Анестезиология и реаниматология
  • Болезни органов дыхания
  • Болезни пищеварительной системы
  • Болезни сердечно-сосудистой системы
  • Гематология
  • Дерматология и венерология
  • Инфекционные болезни
  • Информация
  • Контрацепция
  • Красота, здоровье, долголетие
  • Неврология и невропатология
  • Онкология
  • Оториноларингология
  • Офтальмология
  • Педиатрия
  • Психология и психиатрия
  • Сексология и сексопатология
  • Стоматология
  • Судебная медицина
  • Терапия
  • Урология и нефрология
  • Фармакология
  • Хирургия
  • Эндокринология
  • Энциклопедия
  • Болезни
  • Нервной системы болезни
  • Неврологические симптомы при патологических состояниях
  • Нейробихевиоральные симптомы
  • Коммуникационные расстройства
  • Языковые расстройства
  • Речи расстройства
  • Афазия

Классификация расстройства

Сенсорная афазия возникает при поражении височных долей головного мозга. Но эти структуры не гомогенны, они сложно устроены, потому и вариантов патологического процесса может быть несколько. Для простого пациента классификации, которые используют теоретики и практики, мало что скажут. Однако доктора активно используют их при классификации сенсорной афазии, проработке тактики терапии, прогнозировании перспектив в рамках конкретного случая. Основной способ типизировать расстройство — определить локализацию нарушения, его механизм. Здесь на помощь приходит классификация афазий Вернике-Лихтгейма:

  1. Корковая сенсорная афазия (также акустико-гностическая афазия). Классический и наиболее тяжелый тип расстройства. Сопровождается поражением так называемого центра Вернике, который отвечает за восприятие речи, звуковых раздражителей, их логическую обработку и вычленение существенного из окружающего звукового шума. Сопровождается тотальным расстройством восприятия и воспроизведения речи.
  2. Транскортикальная форма. Сопровождается нарушением проведения нервного импульса между центром Вернике и центром Брока, локализованном в лобной доле головного мозга. При этом формально способность к пониманию простейших конструкций может сохраниться, хотя бы частично. Однако семантические связи слов в предложении непонятны больному, он не может воспроизводить их и сам. Возможно развитие псевдогаллюцинаций, пресловутых «голосов» в голове, которые имеют сложное компенсаторное происхождение (таким образом, головной мозг пытается выйти из информационного вакуума, создавая ложные раздражители самостоятельно).
  3. Субкортикальная сенсорная афазия. Встречается часто. Сопровождается нарушением проведения импульса от центров, собственно воспринимающих звуковую информацию и центром Вернике, который выступает своего рода процессором, обработчиком информации и преобразованием ее в понятные логические понятия, суждения.

Есть и проводниковая форма, которая сопровождается нарушением связей моторных и сенсорных центров, ее трудно отличить от корковой сенсорной афазии, потому как они имеют массу общего в рамках клинической картины.

Классификация расстройства

Возможна типизация по тяжести сенсорной афазии. Строгого членения в рамках этого критерия нет. Врач оценивает степень расстройства, пытаясь общаться с человеком. Больной сенсорной афазией либо не воспринимает речь вообще, либо же реагирует только на простейшие односложные инструкции, команды, что указывает на сравнительно меньшую тяжесть расстройства.

Схема локализации разных форм афазии в левом полушарии коры головного мозга

В обязательном порядке проводится оценка слуха, способности в принципе воспринимать звуковые раздражители. Направлять пациента к сурдологу не обязательно, этот вопрос решается на усмотрение невролога. Исходя из результатов, выделяют простую форму сенсорной афазии (когда нарушения только высшая нервная деятельность) и сочетанную (страдает и слух, и обработка вербальной информации). При этом, во втором случае возможно большую роль играет именно нарушение слуха, потому пациент не способен адекватно воспринимать звуковые раздражители.

Афазия: описание и виды

Термин «афазия» происходит от греческого языка и означает «безмолвие». Афазия возникает, когда языковые центры в доминирующем, в основном левом полушарии повреждены. У больных возникают проблемы с речью и пониманием, а также с чтением и письмом.

Афазия – это нарушения речи.  Это означает, что нарушается не процесс формирования слова, как в случае заикания, а основная способность кодировать и декодировать речь.

Нет умственной отсталости

Афазия: описание и виды

Афазия не является умственной отсталостью. Хотя афазика сложна для понимания. Например, некоторые пациенты путают слова или говорят в стиле телеграммы. Другие могут выражать себя только в стереотипах или бессмысленных слоговых цепочках. Несмотря на все это, их умственные способности обычно не ухудшаются – афазики могут продолжать развивать свои знания и жизненный опыт. Сохраняется способность анализировать ситуации, распознавать контексты и понимать нелингвистические сигналы.

Типы афазии

Как именно выражается афазия, зависит от того, какие области мозга повреждены. Таким образом, можно выделить четыре типа афазии:

Читайте также:  8 простых правил профилактики инсульта

Верника Афазия: запутанная тарабарщина 

В афазии Вернике (сенсорная афазия) повреждена так называемая зона Вернике (языковой центр Вернике). Она расположена в верхней височной доле мозга и отвечает за понимание языка. Поэтому пациенты с этой формой афазии могут лишь частично понимать разговорный язык и им трудно общаться. При разговоре они путают слова и звуки и образуют длинные вложенные предложения.

Сами больные часто вообще не замечают нарушения речи. Слова изливаются из них, но они остаются запутанными и непостижимыми. У некоторых людей афазия настолько выражена, что они только произносят тарабарщину. Часто эти пациенты ошибочно подозревали нарушение мышления.

Афазия: описание и виды

Брока афазия: говорить в стиле телеграммы

При этой форме афазии поражается речевой центр (область Брока), который расположен в лобной доле головного мозга. Нарушение речи в основном влияет на способность формулировать язык. Вот почему врачи называют афазию Брока моторной афазией.

Хотя пациенты могут хорошо понимать своего собеседника, они могут только с трудом сформулировать произнесенные слова. Таким образом, больные говорят прерывисто в неполных предложениях в стиле телеграммы. Часто они также путают звуки, скажем «Мескель» вместо «Мессер». Спонтанно пациенты обычно не разговаривают вообще. Они могут читать и писать, но их навыки письма столь же ограничены, как и словесные.

Сенсорный или моторный – где причина? При моторной афазии поврежден языковой центр Брока, а сенсорные нарушения речи являются результатом повреждения области Вернике.

Внимание: афазию Брока не следует путать с так называемой дизартрией. Это расстройство речи, при котором у больных возникают проблемы из-за двигательных расстройств, чтобы говорить доходчиво.

Амнестическая афазия: поиск слов

Афазия: описание и виды

При этом типе афазии нижняя височная доля повреждена при переходе к теменной доле головного мозга. Больние страдают, в основном, от нарушений слова Они могут хорошо понимать своего коллегу и ясно формулировать себя. Но им не хватает слов. Поэтому пациенты не решаются говорить, часто используя заполнители, такие как «вещь», «тот, кто там» или «оно», или описывая термин, основанный на его характеристиках, например, «вещь, чтобы пить воду из» «стекла». Таким образом, поток языка снова и снова останавливается. Нарушения, связанные с нахождением слова, также возникают во время письма.

Глобальная афазия

Глобальная афазия является наиболее тяжелой формой нарушения речи. Это влияет на понимание речи. Части лба, височные и теменные доли головного мозга обычно повреждены. Это делает словесное общение практически невозможным. Понимание речи тех, больных, настолько сильно нарушено, что в лучшем случае они понимают очень простые инструкции. Основным симптомом являются так называемые речевые автоматы. Это повторяющиеся, громоздкие деревянные высказывания. Некоторые пациенты с глобальной афазией используют только фрагменты слов или бессмысленные, повторяющиеся слоги, такие как «дада». Другие используют автоматические фразы, такие как «о дорогой» или «мой бог».

Симптоматика

Расстройство формирования речи – объединяющий симптом афазии. В зависимости от зоны поражения различных областей коры головного мозга или путей его прохождения тир афазии может меняться:

  1. Сенсорная афазия (Афазия Вернике)проявляется при повреждении височной доли (преимущественно левой) или путей прохождения, взаимодействующих с остальными отделами. Проявляется в отсутствии взаимодействия функции слуха и речедвигательной зоны головного мозга (пациент не понимает, о чем он говорит).

    Выражается в следующем:

    • речь пациента не содержит смысла, фразы между собой не согласованы;
    • безуспешные попытки выразить свои мысли окружающим множеством слов;
    • речевые расстройства не дают построить продуктивный разговор, при способности концентрации внимания и полном сохранении сознания;
    • у возмущенного человека создается впечатления, что его речь не понимают окружающие (он не замечает своего дефекта).
  2. Моторная афазия (Афазия Брока) проявляется при повреждении речедвигательного центра в лобной области коры головного мозга (преимущественно левой) и путей прохождения, связывающих эти доли с остальными его областями.

    Расстройство связано с нарушением образования предложений, человек имеет представление, о чем говорить, но слова не связываются между собой или речь вовсе не начинается.

    • скудная, отрывистая речь человека заканчивается молчанием.
    • попытки выстроить четкий очерченный диалог заканчивается неудачей;
    • пациент осознает ситуацию и предпочитает молчать.

    Моторная афазия влияет на разговорную речь человека, при этом он понимает все слова, а сенсорная афазия, наоборот, блокирует восприятие речи, но человек может произносить слова и фразы.

  3. Повреждением теменной доли головного мозга или путей прохождения, связывающих данную область с другими зонами головного мозга, характеризуется семантическая форма патологии. Сложные понятия вызывают у человека трудность в их восприятии. Он не может вести конструктивный диалог, не определяет связи между фразами и понятиями.
  4. Повреждением внутренних отделов височной доли коры головного мозга и путей прохождения, взаимодействующих областей головного мозга, характеризуется амнестический тип болезни. Человек затрудняется называть предметы и вещи при полноценном и адекватном диалоге.

Причины и профилактика афазии

 Нарушение всегда возникает в результате изменений, происходящих в центрах коры головного мозга. Явления происходят уже после того, как речь полностью сформировалась. Причин, которые способствуют развитию патологии очень много. Нередко явление наблюдается из-за сосудистых заболеваний головного мозга. Сюда относят геморрагический или ишемический инсульт. Аналогичное явление способно вызвать черепно-мозговые травмы или воспаление головного мозга. Опухоли, патологии ЦНС, ранее перенесенные хирургические вмешательства также способны спровоцировать появление патологии. Специалисты выделили ряд факторов, повышающих вероятность возникновения отклонения. В перечень входят:

  • преклонный возраст;
  • гипертония;
  • ранее перенесенная ишемическая атака;
  • ревматические пороки миокарда;
  • присутствие заболевания в анамнезе семьи;
  • повреждение тканей головы и костей черепа;
  • атеросклероз сосудов головного мозга.

То, как будет развиваться заболевание, во многом зависит от степени поражения мозга. Профилактические меры борьбы с заболеванием заключаются в предупреждении сосудисто-мозговых катастроф и черепно-мозговых травм. Необходимо своевременно проходить диагностику. Это позволит вовремя выявить начавшееся развитие опухолевых поражений головного мозга.

Методы коррекции

Основным коррекционным воздействием, с помощью которого можно вылечить расстройство, считается медицинское и логопедическое направления.

Первым делом происходит лечение заболевания, которое вызвало развитие болезни. Это происходит под тщательным контролем невролога или нейрохирурга. В данном случае может применяться медикаментозное лечение, в некоторых случаях хирургическая операция, после чего наступает активная реабилитация (то есть использование механотерапии, физиотерапии и массажа).

Восстановление речи происходит на занятиях у логопеда, метод, который использует специалист, выбирается исходя из типа отклонения и этиологии.

Лучший эффект будет заметен, если коррекционная работа начнется сразу же после перенесенного инсульта или травмы. Но начало занятий, прежде всего, должно быть согласовано с врачом. Таким образом, произойдет препятствие фиксации речевых патологий. Период проведения такой работы может занять от двух до четырех лет.

Методы коррекции

Прогноз на восстановление функционирования речи зависит от того, насколько быстро началась коррекция, от очага поражения, возраста пациента и от состояния здоровья в целом.

Лучше всего лечению поддаются молодые люди или дети. Но не стоит забывать, что развитие данного заболевания у детей от пяти до семи лет, может стать причиной наступления тотальной афазии (полной утери речи). Тотальная афазия наиболее сложно поддается коррекции.

Если произошел спонтанный выход из моторной афазии, у человека развивается заикание.

Для того, чтобы предотвратить образование афазии, необходимо следить за здоровьем сосудов головного мозга, избегать черепно-мозговых травм и развитие воспалительных процессов. Самое главное помнить, что только совместными усилиями специалистов и членов семьи удастся восстановить пациента после столь серьезного речевого отклонения.

Руководство по коммуникации

С больными афазией можно и нужно общаться. У пациентов сохраняются кое-какие коммуникативные способности, которые нужно с помощью общения активизировать, не дав им «угаснуть». У тех, кто страдает тяжелой формой афазии, сохраняется возможность понимания смысла сказанного (хоть и не каждого слова в отдельности). Часто больной может не так понять то, что ему говорят, потому что не помнит смысла отдельных слов или забывает начало фразы.

Как общаться с больными афазией:

  • сядьте и поймайте взгляд человека
  • при боязни коммуникации с вашей стороны следует начинать с простых тем, например, расскажите то, как прошел ваш день, в самых простых выражениях, далее нужно задать простой вопрос
  • лучше говорить медленным темпом, делая акцент голосом на ключевых словах в тексте
  • можно провести такую практику: запишите ключевые слова будущего разговора на бумаге, далее повторите сказанное и покажите бумагу больному. Это будет его подсказкой для ведения разговора
  • применяйте не только устное слово для общения, но также письмо, рисунки, жестикуляцию, указание на предметы. Простите человека делать то же самое, пусть он применяет словарь, если так будет проще общаться
  • если больной пытается донести до вас какую-то мысль, определите, о ком он говорит, что именно случилось и в каком месте
  • важно уметь задавать наводящие вопросы
  • не задавайте вопросы, требующие односложных ответов
  • запаситесь терпением, ведь коммуникация с больным афазией человеком далеко не просто, но нужное дело

Коррекция афазии с упражнениями

Лечение патологии напрямую зависит от его формы. В первую очередь устраняют возможную причину появления заболевания. Восстановление речи может занять довольно много времени. Терапия включает в себя медикаментозное лечение и логопедическое воздействие. Только при таких условиях возможна качественная коррекция речевых дисфункций.

Пациент должен регулярно выполнять упражнения. Некоторые пациенты изначально начинают произносить звуки, а в последующем переходят к более сложным словам и предложениям. Другим пациентам изначально проще говорить слово, а затем выделить из него звук. Иногда пациенту легче воспроизводить звук после показа буквы, соответствующей ему. Упражнений, способствующих коррекции патологии, достаточно много. Если у человека возникли проблемы с пониманием речи, необходимо начать выполнять следующие действия:

  1. Показать на картинке по просьбе специалиста, где находится цветок, солнце, нос, палочка и иные детали изображения.
  2. Ответить на вопросы: ты любишь сладкое? У тебя на столе стоит молоко? Ты сидишь в кресле? Ты стоишь на улице?
  3. Выполнить следующие действия: достать из стола ручку, открыть книгу, сжать руку в кулак.

Все действия выполняются по просьбе другого человека и могут меняться. Важно научиться понимать, что именно хотят от пациента. Дополнительно может проводиться артикулярная гимнастика. Основная работа в лечении патологии ложится на логопеда. Именно этот специалист учит пациента правильно произносить звуки, слоги и составлять фразы. Для этого применяются специальные упражнения. Иногда может потребоваться восстановление слухоречевой памяти. Врач проводит работу над экспрессивностью речи, запоминанием названия предметов и их назначения, а также идет работа над восстановлением функции чтения и письма.

Методы диагностики

Обычно врач диагностирует афазию при лечении пациента от инсульта, черепно-мозговой травмы или опухоли. Используя серию неврологических тестов, врач может задать вопросы лично, просит повторить определенные команды, назвать различные предметы или объекты.

Результаты этих тестов помогают врачу определить, есть ли у человека афазия. Они также помогают определить тяжесть заболевания. КТ или МРТ помогают определить место и тяжесть поражения головного мозга.

Детская афазия диагностируется после сбора анамнеза, объективного обследования и общения с ребенком. Во время сбора анамнеза устанавливается причина (какие были травмы головы, есть ли другие заболевания), проводится анализ симптомов и их динамики.

Малыша также осматривает невролог и определяет нарушения, связанные с поражением центрального отдела нервной системы. Психиатр или педиатр проводит тесты, по которым просят ребенка: что-то сказать, написать, прочитать, посчитать.

По данным диагностикам и определяется есть ли у ребенка афазия, ее степень, а после подбирается вариант лечения. Такие лабораторные исследования как КТ, МРТ, ЭЭГ, рентгенография черепа оценивают какая часть головного мозга нарушена, определяют причину детской формы заболевания, а после подбирается необходимая терапия.

Симптомы

Общими признаками болезни являются паузы между фразами, снижение звука голоса. Такой стиль общения еще может называться «телеграфным». Нарушается письмо, чтение. Отмечаются пропуски букв, их замена, коверканье слов. Афферентная, эфферентная и динамическая форма имеют общий признак – больной не может активно устно высказываться. Поэтому их еще называют моторными нарушениями. Пациент с афферентной формой афазии не в состоянии разговаривать, он может выдавать произвольные звуки, но повторить по просьбе не сумеет. Такому больному непонятны обычные артикуляционные движения: открывание рта, высовывание языка и другие жесты.

Импрессивными отклонениями считаются акустико-гностическая и семантическая афазия, она выражается в невосприятии человеком устной речи. Для этого вида характерно отсутствие способности называть отдельные предметы. Амнестико-семантическая форма чаще диагностируется в пожилом возрасте и выражается не только в непонимании прочитанного текста. Эти люди не воспринимают сложные обороты речи, не могут осмыслить значение пословиц, метафор.

Для сенсорной формы характерны нарушения восприятия информации при отсутствии органического поражения органа слуха. Кроме того, пациент не контролирует собственный словесный поток. У больных с акустико-гностическим типом афазии возникают проблемы при занятиях с логопедом из-за неспособности запомнить связку из 3-4 слов.

При сенсомоторной патологии больной не различает речевые звуки, поэтому не воспринимает и письмо – это тотальная форма. Для каждого вида афазии характерны определенные симптомы, в этом их отличие. Но при любой форме расстройства обязательно наблюдается нарушение речевой функции.

По статистике, всего 1% детей имеет такое речевое расстройство. Чаще у них регистрируют сенсорный тип патологии, симптомы одинаковы со взрослыми пациентами. Явным признаком считается то, что дети мало говорят, а сама речь короткая и неэмоциональная. Дети могут быть чрезмерно суетливыми или, наоборот, безразличны к происходящему вокруг. Им свойственна быстрая утомляемость, они не могут долго сосредоточиться на конкретном событии. Причинами развития подобного отклонения являются родовые травмы и опухоли мозга. Лечение практически одинаковое со взрослыми, но более длительное.

Прогноз при детской афазии зависит от объема поражения ткани мозга и давности заболевания. Задача терапии замедлить прогрессирование болезни, помочь адаптироваться в социуме. Комплексный и грамотный подход позволяет добиться улучшения у детей и восстановить нейронные связи в коре.